Понятие коллективного спора

Виды коллективных споров согласно закону о коллективных спорах

Рассмотрение коллективного спора примирительной комиссией

Разрешение коллективного спора с участием посредника

Рассмотрение коллективного спора в арбитраже

Понятие коллективного спора 

Как индивидуальные, так и коллективные трудовые споры представляют собой разногласия между работодателями и сотрудниками. При этом конфликты коллективного характера обладают следующими обязательными признаками:

  1. Имеется особый субъектный состав: работодателю либо группе работодателей противостоит коллектив работников, объединенных интересами в профессиональной сфере (или представительный орган);
  2. Вопрос, составляющий предмет спора, относится к причинам разногласий, приведенным в определении понятия коллективного спора (ст. 398 ТК РФ), а именно:
  • неудовлетворенность персонала условиями труда, требования об их изменении (к примеру, о повышении оплаты за труд);
  • споры по поводу заключения, реализации условий коллективного договора (в частности, когда работодатель создает препятствия к заключению договора посредством уклонения от переговоров либо иным способом);
  • реакция на отказ работодателя учитывать мнение сотрудников в ходе утверждения локальных нормативных актов (например, если правила трудового распорядка не направлены для согласования профсоюзной организации). 

ВАЖНО! В отношении такой причины спора, как неудовлетворенность условиями труда, речь идет только о тех условиях, которые установлены работодателем, а не действующими правовыми актами. 

Только применение субъектного и предметного критериев в совокупности позволяет идентифицировать коллективный спор, отграничить его от индивидуального. Например, ненадлежащее исполнение коллективного договора в отношении 1 работника уже будет квалифицировано как индивидуальный конфликт и подлежит урегулированию в порядке гл. 60 ТК РФ. 

Виды коллективных споров согласно закону о коллективных спорах 

В доктрине нет единого подхода к выделению видов коллективных конфликтов. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся варианты классификации.

Предмет конкретного разногласия в трудовой сфере является не только признаком, позволяющим отнести его к коллективным спорам, но и выступает в качестве критерия классификации таких споров на группы:

  • споры об условиях деятельности;
  • споры о заключении коллективных договоров. 

Кроме того, в зависимости от уровня отношений, на котором возникли разногласия, выделяются следующие трудовые споры коллективного характера:

  • локальные (в рамках компании);
  • региональные;
  • федеральные. 

Нормативное регулирование коллективных споров за последние годы значительно преобразилось. В связи с внесением в 2006 году изменений в ТК РФ утратил действие ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23.11.1995 № 175-ФЗ.

С целью детализации порядка урегулирования спорных ситуаций между коллективом сотрудников и организацией ФЗ от 22.11.2011 № 334-ФЗ были внесены изменения в положения ТК РФ об этапах разрешения споров:

  • Сроки разбирательства были сокращены и дифференцированы в зависимости от уровня спора.
  • Закреплена обязательность участия в процессе примирительной комиссии.
  • Кроме того, зафиксирован добровольный характер такого шага, как участие посредника в разрешении ситуации. Соответственно, данный этап может быть пропущен с непосредственной передачей разногласий в трудовой арбитраж.
  • В случае, когда примирительные процедуры не оказались эффективными, работники могут прибегнуть к забастовке. 

Рассмотрение коллективного спора примирительной комиссией 

Отправной точкой для коллективных трудовых споров и порядка их разрешения служит направление письменных требований работодателю. 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Требования должны исходить именно от трудового коллектива, то есть пройти процедуру утверждения собранием в присутствии более половины сотрудников. 

Если по итогам рассмотрения работодателем требований в течение 2 дней ответа не последовало либо он отрицательный, сторонам необходимо прибегнуть к примирительным процедурам для разрешения конфликта. Первой и обязательной из них является этап рассмотрения ситуации примирительной комиссией.

Именно день, когда озвучено принятое работодателем решение, является датой начала спора. 

ВАЖНО! Урегулирование коллективных разногласий, в отличие от индивидуальных, разрешаемых посредством применения юрисдикционных способов (в КТС, суде), происходит без обращения в судебные органы. 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Спор может быть зарегистрирован Федеральной службой по труду и занятости (далее — Роструд) в случае направления уведомления любой из сторон. 

Если конфликт имеет место в рамках предприятия, комиссия подлежит формированию из представителей участников спора в равном количестве в течение 2 рабочих дней с даты начала спора. Если уровень конфликта иной, на это дается 3 дня.

Аналогичным образом зафиксированы сроки рассмотрения обстоятельств конфликта:

  • на локальном уровне — 3 дня;
  • на иных — 5 дней с момента, когда издан документ о формировании комиссии. 

Если удалось достичь компромисса, он оформляется в виде протокола. Если же нет, субъектам необходимо перейти к иным примирительным процедурам. 

Разрешение коллективного спора с участием посредника 

Этап рассмотрения спора с использованием посредничества в рамках коллективных трудовых споров и порядка их разрешения не обязателен. Стороны могут составить протокол об отказе от данной процедуры и сразу перейти к разбирательству в трудовом арбитраже.

Если же субъекты трудовых отношений пришли к общему выводу о необходимости проведения переговоров с помощью посредника, договоренность закрепляется в соглашении. Его кандидатура должна быть избрана в течение 2 дней после этого.

Главное требование к посреднику — его независимость. Он должен объективно оценивать обстоятельства конфликтной ситуации, поэтому функцию посредника не может выполнять субъект, относящийся к одной из сторон спора (например, представитель коллектива работников). 

ВАЖНО! Рекомендации по организации посреднического этапа разрешения спора утверждены постановлением Минтруда РФ от 14.08.2002 № 58. 

Законодатель закрепил в ст. 403 ТК РФ, что максимальный срок рассмотрения конфликта составляет:

  • на уровне компании — 3 дня;
  • на иных — 5 дней с момента, когда утверждена фигура посредника. 

Задача посредника состоит не в непосредственно разрешении спора, а только в содействии работодателю и работникам в выработке взаимовыгодного решения. Если таковое не найдено, вместо соглашения итогом этого этапа станет протокол разногласий. В этом случае следующий рабочий день будет предельным сроком для решения сторонами вопроса о передаче конфликта в трудовой арбитраж. 

Рассмотрение коллективного спора в арбитраже 

Специальным органом, чье назначение состоит в рассмотрении коллективного спора, выступает трудовой арбитраж. Это было отмечено, к примеру, в апелляционном определении Пермского краевого суда от 09.09.2014 по делу № 33-8635-2014, где подчеркивалась невозможность обращения отдельного сотрудника с требованиями коллективного характера в судебный орган. 

ВАЖНО! Об обязательности этапа разрешения ситуации в трудовом арбитраже можно говорить только в случаях, когда ст. 413 ТК РФ запрещается проведение забастовки. К примеру, в условиях чрезвычайного положения. 

Трудовой арбитраж обычно является временным органом, формируемым сторонами разбирательства в каждом конкретном случае (с участием Роструда). Однако он может иметь и постоянный характер в случае его создания при трехсторонней комиссии, специализирующейся на регулировании трудовых отношений, и утверждения ее решением.

Роструд предлагает спорящим сторонам кандидатуры трудовых арбитров и утверждает их состав при недостижении сторонами согласия. Главное, чтобы указанные лица не были участниками спора.

Решение о создании арбитража, порядок рассмотрения коллективных трудовых споров оформляются протоколом заседания Роструда и сторон.

Со дня создания специального органа отсчитывается период рассмотрения спора:

  • до 3 дней, если речь идет о локальном конфликте;
  • до 5, если уровень спора иной. 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! От иных процедур трудовой арбитраж отличается тем, что его решения носят для участников спора обязательный характер. Кроме того, они окончательны, так как возможности их оспаривания в суде закон не предусматривает. 

Законом закрепляется разграничение индивидуальных и коллективных трудовых споров и порядка их разрешения. При этом важно учитывать и предметный, и субъектный критерии для правильного выбора дальнейших действий.

Разрешение коллективного спора происходит посредством последовательного применения примирительных процедур, из которых обязательной выступает только участие в этом примирительной комиссии.