Понятие и значение трудовой книжки

Можно ли иметь две трудовые книжки?

Причины оформления нескольких трудовых книжек

Две трудовые книжки: возможные последствия

Понятие и значение трудовой книжки

Несмотря на то что отменить обязательность трудовой книжки пытаются уже давно, до сих пор этот документ является основным, подтверждающим трудовой стаж работника (ст. 66 Трудового кодекса РФ). Работодатель обязан оформить его впервые поступающему на работу сотруднику или истребовать при приеме у тех, кто уже имеет трудовой стаж.

Трудовая книжка — документ строгой отчетности. Бланк этого документа утвержден законодательством. Правила его заполнения регламентированы постановлением Правительства РФ «О трудовых книжках» от 16.04.2003 № 225. Их обязаны приобретать по договорам только организации. Они же должны вести книгу учета движения трудовых книжек и обеспечивать надлежащие условия хранения.

В трудовую книжку вносят не только записи о поступлении на работу, переводах и увольнении. Там отражаются периоды службы в вооруженных силах, повышения квалификации, награждения за особые достижения в работе.

Конечно, подтвердить периоды работы (например, для начисления пенсии) можно и другими документами (трудовыми договорами, архивными справками, выписками из личных дел, решением суда и др.). Пенсионный фонд также обладает информацией о тех периодах стажа работника, которые есть в данных персонифицированного учета. Но тем не менее трудовая книжка (копия) указана в перечне документов, прилагаемых к заявлению о назначении пенсии. Ее также нужно предъявить при регистрации в качестве безработного для назначения некоторых пособий органами соцзащиты и др.

Можно ли иметь две трудовые книжки?

Существуют две точки зрения о том, можно ли работнику оформить несколько трудовых книжек. Обе они основаны на действующем законодательстве. Причина кроется в недостаточно четкой формулировке правовых актов, регулирующих этот вопрос.

Первая основана на том, что:

  • нет закона, запрещающего оформление нескольких документов;
  • в ч. 5 ст. 65 ТК РФ прямо указано, что работник имеет право написать заявление о выдаче ему новой трудовой при приеме на работу, а работодатель обязан это сделать.

Действительно, ответственность за оформление дополнительной трудовой книжки не установлена. Более того, если ранее при утере документа его обязаны были восстановить либо на прежнем, либо на новом месте работы, то после введения поправок в Трудовой кодекс в 2006 году (федеральный закон от 30.06.2006 № 90-ФЗ) оформление дубликатов перестало быть обязательным. Работник получил возможность при трудоустройстве написать заявление о выдаче ему новой трудовой книжки.

Отсюда вывод: если вторая трудовая книжка оформлена по закону, содержит достоверную информацию и все реквизиты, то ее собственник ничего не нарушает.

Приверженцы второй точки зрения утверждают, что:

  • причинами для выдачи новой трудовой книжки могут быть исключительно ее повреждение или утрата (ч. 5 ст. 65 ТК РФ), что само по себе исключает возможность иметь две трудовые;
  • во всех законах речь идет о трудовой книжке, а не книжках, что опять же подтверждает то, что она должна быть только одна.

Следовательно, оформляя дополнительную трудовую, работник нарушает закон, даже если наказать его за это невозможно.

Причины оформления нескольких трудовых книжек

Проанализировав практику, можно выделить следующие случаи появления у работника несколько трудовых книжек:

  • работа параллельно в нескольких организациях;
  • увольнение с последнего места работы «по статье»;
  • устройство на «непрестижную» должность;
  • обнаружение давно потерянной трудовой книжки.

Первый случай — самый распространенный. Российское трудовое законодательство позволяет работнику устроиться сразу на несколько предприятий, однако ограничивает время работы на всех, кроме основного. Такая работа является совместительством. В этом случае соискатель не приносит в отдел кадров свою трудовую, и запись в нее вносится при его желании по основному месту работы.

Почему же работник зачастую скрывает тот факт, что уже работает, и оформляет вторую трудовую? Чаще всего из-за зарплаты. Дело в том, что по совместительству работник получает заработную плату пропорционально ограниченному количеству рабочих часов. И даже если ему позволяет график и он может трудиться полный рабочий день, работодатель не имеет права принять его на таких условиях. Поэтому работник и устраивается на дополнительную работу как на основную, чтобы не потерять в деньгах.

ВНИМАНИЕ! Совместителям и их руководителям предлагается обратить внимание на то, что ст. 285 ТК РФ позволяет определить условия заработной платы трудовым соглашением. Следовательно, есть возможность законным способом оплачивать труд совместителя в повышенном размере (установить надбавки, премии или индивидуальную систему оплаты труда). Главное при этом — не допустить дискриминации по оплате труда в отношении других работников.

Две трудовые книжки: возможные последствия

Если сотрудник работает в нескольких организациях по разным трудовым книжкам, у него могут возникнуть определенные проблемы.

Прежде всего, обязанность работодателя оформить совместителя надлежащим образом никто не отменял. И в случае выявления факта существования у работника основной работы руководство обязано будет переоформить документы по закону. Также такой сотрудник может быть уволен по п. 11 ч. 1 ст. 81 ТК РФ за подлог документов (определение Московского областного суда от 01.06.2010 по делу № 33-10472).

В том случае, если работнику положены определенные налоговые вычеты и он воспользуется ими на нескольких местах работы, тем самым он нарушит законодательство, что повлечет за собой доначисление НДФЛ и привлечение его к ответственности по ст. 122 Налогового кодекса РФ.

Дополнительные неудобства принесет получение больничных или декретных, так как получение пособия по двум «основным» местам работы обязательно выявят органы социального страхования, и один из работодателей не получит возмещения из средств фонда. Попытка получить оплачиваемый учебный отпуск сразу в двух местах может закончиться взысканием незаконно полученной суммы в судебном порядке как неосновательного обогащения (гл. 60 Гражданского кодекса РФ).

Также у работника не будет возможности пойти в отпуск по двум местам работы одновременно — это гарантировано только для совместителей.

При начислении пенсии не стоит рассчитывать, что периоды работы по двум трудовым увеличат стаж — в случае совпадения будет учтен только один из них. 

Так может ли иметь две трудовые книжки одновременно работник? Несмотря на то что иметь несколько трудовых законодательством прямо не запрещено и при надлежащей осмотрительности у их владельца не должно возникнуть проблем, делать это не рекомендуется.