Профстандарты

Методические рекомендации по разработке профессиональных стандартов

Процедура разработки: правовая база

Порядок одобрения профстандартов в Минтруде

Профстандарты

С 01.07.2016 в связи со вступлением в силу ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”» от 02.05.2015 № 122-ФЗ для всех организаций, независимо от формы собственности, становится обязательным использование профстандартов. При этом есть несколько оговорок, согласно которым их применение будет частичным.

В настоящее время использовать в работе профстандарт необходимо в том случае, если в соответствии с действующим законодательством для лиц, занимающих определенные должности, установлены дополнительные преимущества, льготы, компенсации или налагается ряд ограничений (ст. 57 ТК РФ).

Помимо этого, обязанность использовать профстандарт предусмотрена в том случае, если для исполнения трудовых обязанностей сотруднику необходим определенный уровень знаний, квалификации, опыта и т. д.

Возьмем, например, должность главного бухгалтера. На основании ст. 7 ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ к кандидатам на эту должность предъявляются особые требования, а именно о наличии опыта работы по ведению бухгалтерской деятельности.

За несоблюдение обязанности по использованию профстандарта администрация работодателя может быть привлечена к ответственности в соответствии с КоАП РФ. 

Методические рекомендации по разработке профессиональных стандартов

Методических рекомендаций по применению профессиональных стандартов на государственном уровне на сегодняшний день не существует, однако есть методические рекомендации по разработке профессионального стандарта, утвержденные приказом Минтруда России от 29.04.2013 № 170н (далее — Методрекомендации Минтруда).

Данный документ содержит:

  1. Общие положения, в том числе:
    • список мероприятий, которые требуется провести разработчикам профстандарта;
    • порядок определения лица, ответственного за поданный на согласование профстандарт (при представлении одного и того же стандарта разными организациями).
  2. Рекомендации по содержанию проекта профстандарта, в том числе:
    • по порядку разработки в соответствии с макетом, утвержденным министерством;
    • составу разделов профстандарта (общие сведения, описание трудовых функций, их характеристик, сведения о разработчиках);
    • подготовке профстандарта с подробным описанием каждого раздела.
  3. Рекомендации по оформлению:
    • необходимый размер и шрифт;
    • размеры шрифта для разделов и подразделов;
    • порядок расстановки нумерации в тексте и разделения на пункты;
    • порядок нумерации страниц;
    • общие правила оформления при выпуске документа в печать.
  4. Детали обсуждения проекта профстандарта в профессиональной среде:
    • порядок обсуждения;
    • способы проведения обсуждения;
    • порядок сбора и анализа замечаний;
    • количество бумаг, представляемых на обсуждение;
    • содержание пояснительной записки к проекту профстандарта для обсуждения.

ВАЖНО! Несмотря на название «Рекомендации», документ носит обязательный характер, т. к. следовать ему требуют Правила разработки и утверждения профстандартов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23 (далее — правила от 22.01.2013). 

Процедура разработки: правовая база

Разработка профстандарта представляет собой выявление качеств, которые необходимы для выполнения обязанностей в определенной сфере деятельности, а не точную характеристику лица, претендующего на ту или иную должность. Для некоторых должностей профстандарты уже утверждены (педагога, программиста), а для других отсутствуют, в том числе находятся в разработке.

Разработка стандартов происходит на основании следующих документов:

  1. Правил от 22.01.2013.
  2. Распоряжения Правительства РФ «Об утверждении комплексного плана мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой, профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014–2016 годы» от 31.03.2014 № 487.
  3. Вышеупомянутых Методрекомендаций Минтруда.
  4. Приказа Минтруда России «Об утверждении макета профессионального стандарта» от 12.04.2013 № 147н.
  5. Приказа Минтруда России «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» от 12.04.2013 № 148н. 

Порядок одобрения профстандартов в Минтруде

Работодатели вправе сами составлять проекты профстандартов. Для этого необходимо оформить следующие бумаги:

  1. Уведомление Минтруда (по рекомендуемой форме из приложения 1 к Методрекомендациям Минтруда).
  2. Проект профстандарта и пояснительную записку к нему.
  3. Сведения о предприятиях, участвующих в разработке.
  4. Данные об исследовании проекта документа с участием представителей работодателей, профсоюзов и т. д.

В среднем исследование и принятие проекта профстандарта в Минтруде длится около 3 месяцев, в ходе которых проект:

  • размещается в сети интернет для общественного обсуждения;
  • направляется для анализа и сбора предложений в государственный орган, регулирующий соответствующую сферу деятельности;
  • направляется после внесения разработчиком предложений общественности и компетентного государственного органа на экспертизу в Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям;
  • по результатам перечисленных действий одобряется либо отклоняется.

В случае одобрения Минтруд:

  • своим приказом утверждает новый профстандарт;
  • информирует об утверждении разработчика;
  • вносит принятый проект в реестр профстандартов;
  • направляет сведения о новом стандарте в Минобразования РФ. 

Методических рекомендаций по применению профессиональных стандартов как таковых на сегодняшний день нет. Однако есть рекомендации Минтруда по порядку их разработки, принятия и утверждения.