Общая характеристика субъектов авторского права

Соавторство

Специфика авторства на составные, производные, служебные произведения

Служебные произведения: как определяется правообладатель

Правопреемники и иные субъекты авторских прав

Общая характеристика субъектов авторского права

В широком понимании субъектами авторского права могут быть названы все участники правоотношений, связанных с созданием произведений. В их число входят не только создатели произведений, но и такие специальные субъекты, как:

  • наследники авторов;
  • лица, приобретшие в рамках авторского договора исключительные права;
  • работодатели — на произведения, выполненные как служебные;
  • организации, управляющие рассматриваемыми правами (например, Российское авторское общество — РАО).

В качестве автора, то есть лица, результатом творчества которого является произведение, может выступать только гражданин (ст. 1257 ГК РФ).

ВАЖНО! Способность выступать субъектами авторского права возникает у физлиц с рождения, но самостоятельное их осуществление возможно лишь с 14 лет.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Права на произведение возникают у автора с момента, когда оно создано — без необходимости какого-либо оформления, в отличие, например, от объектов патентных прав.

Законом закрепляется презумпция авторства: при отсутствии доказательств обратного лицо, указанное на оригинале либо экземпляре произведения, признается автором.

Например, АС Ханты-Мансийского АО в решении от 24.02.2016 по делу № А75-15593/2015, ссылаясь на представленный в материалах дела экземпляр книги, признал в качестве автора персонажа указанного в ней автора иллюстраций.

В решении от 26.02.2016 по делу № А79-7737/2015 АС Чувашской Республики подчеркнул, что презумпция авторства не может действовать в отношении юрлица, организовавшего создание произведения. Подтверждением наличия у него исключительных прав служит лицензионный договор либо договор об отчуждении исключительного права.

Соавторство

Специфическими субъектами авторских прав выступают соавторы произведения, то есть лица, чьими совместными творческими усилиями оно создано, совместно обладающие авторским правом. Соавторство может быть:

  • нераздельным — коллективное произведение является единым целым, невозможно выделение частей («Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова);
  • раздельным — составные части могут быть разграничены и использоваться авторами независимо (опера — музыка написана одним субъектом, а либретто — другим).

По умолчанию соавторство предполагает совместное решение вопросов об использовании результата творческого труда, иное может быть определено в соглашении авторов.

ВАЖНО! Момент достижения соглашения о соавторстве законодателем четко не определен, поэтому его заключение возможно на любом из этапов создания коллективного произведения, а также после его завершения.

Дискуссионным является вопрос, следует ли рассматривать такое соглашение в качестве обязательного условия возникновения соавторства.

В решении АС Ставропольского края от 18.06.2010 по делу № А63-6048/2009 было указано, что в основе совместного творчества может лежать договоренность субъектов, однако такое предварительное соглашение не выступает обязательным элементом для признания факта соавторства. Например, музыкальное произведение может быть создано композитором на уже опубликованные другим лицом стихи без получения его согласия.

ВС РФ в п. 30 постановления пленума от 19.06.2006 № 15 отметил, что соавторство может быть признано, если оно подтверждено волеизъявлением субъектов авторского права на момент обнародования общего произведения.

Специфика авторства на составные, производные, служебные произведения

В отношении некоторых произведений, обладающих определенной спецификой, действует особый режим авторства.

1. Так, субъектами авторского права являются составители, то есть лица, результат творчества которых представляет собой систематизацию идей, фактов, иных произведений (телефонный справочник, энциклопедия).

В этом случае субъекту принадлежит авторское право на подбор и размещение материалов (составительство), а автор каждого из размещенных произведений может использовать его отдельно (п. 5 ст. 1260 ГК РФ).

ВАЖНО! Третьи лица не лишаются права использования тех же материалов при создании своих составных произведений, на что ВАС РФ указал в определении от 30.10.2013 № ВАС-13218/13.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! По общему правилу условием реализации издателем права на использование составного произведения является сохранение за авторами произведений, в него вошедших, их исключительных прав.

2. Автором производного произведения именуется лицо, осуществившее переработку объекта чужих авторских прав, в частности, перевод, аранжировку.

Важно разграничивать переработку произведения и использование заимствованных фактов для создания оригинального произведения. Например, в решении Измайловского районного суда города Москвы от 22.08.2011 суд отказал в признании произведения производным, так как книга являлась результатом самостоятельного художественного замысла лица.

3. Служебным произведением признается только результат творчества, полученный при исполнении субъектами авторского права трудовых обязанностей. Например, АС Москвы в решении от 18.12.2012 по делу № А40-94794/2012 указал на недоказанность организацией факта включения в трудовую функцию лица подготовки роликов.

Служебные произведения: как определяется правообладатель

По общему правилу права на служебное произведение не отходят одному субъекту, а распределяются следующим образом: исключительное право — работодателю, а личные неимущественные права — автору. При этом у последнего возникает неотчуждаемое право на вознаграждение, которое сохраняется, даже если работодатель не использует произведение и не обнародует его (ч. 3 п. 2 ст. 1295 ГК РФ). Ст. 1296 говорит о произведениях, создаваемых по заказу, при этом подрядчиком по договору выступает иной, чем автор произведения, субъект — в таком случае исключительное право принадлежит заказчику.

Согласно ст. 1297 ГК РФ, если при выполнении договора, которым прямо создание конкретного произведения не предусматривалось, оно было создано, исключительным правом обладает подрядчик.

Правопреемники и иные субъекты авторских прав

В круг субъектов авторского права входят наследники авторов — после их смерти исключительное право на произведение как имущественное включается в состав наследства.

Однако в силу производного характера авторские права правопреемников в этом случае ограничены:

  • по сроку существования — если для автора срок ограничен периодом его жизни, то для наследников исключительное право действует 70 лет после смерти создавшего произведение лица;
  • по объему — если правопреемник получил исключительное право на не обнародованное при жизни автора произведение, он может быть лишен права на обнародование вовсе. Согласно п. 3 ст. 1268 ГК РФ основанием для этого служит выраженная в письменной форме воля автора на отказ от обнародования, к примеру, в его дневнике либо завещании.

ВС РФ в п. 87 постановления пленума от 29.05.2012 № 9 отметил, что в ситуации, когда исключительное право переходит сразу к нескольким лицам по наследству, оно принадлежит им совместно и может быть использовано на условиях, определенных в заключенном ими соглашении.

4. Также субъектами авторского права являются организации, специализирующиеся на коллективном управлении авторскими правами. Они осуществляют деятельность на основании договоров, заключаемых с правообладателями либо в случае, если организация имеет государственную аккредитацию (например, РАО), и без таковых.

ФАС Уральского округа в постановлении от 23.11.2012 № Ф09-11142/12 в ответ на возражения ответчика, пытавшегося оспорить право РАО представлять интересы правообладателей, не наделивших его соответствующими полномочиями, отметил, что истец как аккредитованная организация обладает таким правом.

Субъекты авторского права — правовая категория, в состав которой входят не только авторы произведений, но и иные лица, ставшие правообладателями на основании закона либо договора, включая юрлиц. Участниками судебных споров нередко являются такие субъекты авторского права, как соавторы, авторы служебных, составных, производных произведений в силу особенностей их правового положения, а также порядка реализации прав.