Общая характеристика условий DDP в Инкотермс-2010

Условия DDP Инкотермс-2010 удобны для интернет-торговли

Практика МКАС при ТТП РФ и арбитражных судов за 2014 год о поставке на условиях DDP

Рекомендации покупателям по исполнению контрактов на условиях DDP

Общая характеристика условий DDP в Инкотермс-2010

DDP предполагает максимальный уровень сервиса, предоставляемого поставщиком. Это не позволяет покупателю сэкономить, применяя логистику, но освобождает его от забот о сохранности груза во время перевозки. На практике DDP чаще всего используется при поставках сложного и дорогостоящего производственного оборудования, особенно громоздкого или хрупкого, требующего специального транспорта и строгого соблюдения условий перевозки.

На условиях DDPИнкотермс-2010 товары могут поставляться по суше, морем или по воздуху. Сделка может быть как внешне-, так и внутренне-экономической. Во втором случае условие о таможенной очистке опускается, как и при использовании других условий Инкотермс в их самой современной редакции. 

Условия DDP Инкотермс-2010 удобны для интернет-торговли

Условия DDP Инкотермс-2010 позволяют сторонам применять электронные документы и платежи. Эта новелла в правилах дает возможность полноценно использовать поставку DDP в интернет-торговле, которая сегодня приобретает для предпринимателей все большее значение.

В тексте правил Инкотермс DDP— последний термин. Это вполне логично, так как уровень сервиса, обеспечиваемого покупателю этим условием, приближается к уровню сервиса, принятого при продаже товаров не для предпринимательских, а для бытовых нужд. Интернет-магазин любой страны мира может стандартизировать свои условия поставки в адрес клиентов, используя этот термин. 

Практика МКАС при ТТП РФ и арбитражных судов за 2014 год о поставке на условиях DDP

Покупая на условиях DDP, российские предприниматели могут не беспокоиться о необходимости вносить в бюджет таможенные пошлины и налоги, связанные с поставкой из-за рубежа. Их обязанности ограничиваются выплатой поставщику цены товара по договору.

Правомерность такой позиции доказывает решение МКАС при ТПП РФ от 20.05.2014 по делу № 88/2012 (в нем шла речь о неисполнении покупателем своей обязанности заплатить поставщику). МКАС подчеркнул, что поставщик правомерно включил в цену товара все свои расходы на страхование, перевозку и растаможивание груза.

Такая же позиция приведена в обосновании постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2014 № 18АП-12862/2014 по делу № А76-22138/2013 (были заявлены встречные иски: продавец требовал оплаты, а покупатель — материальной ответственности за то, что ему привезли некачественный товар).

В постановлении от 25.09.2014 по делу № А49-3588/2014 Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд согласился с включением в цену товара даже упаковки и маркировки, а также стоимости перевода документов на русский язык.               

Рекомендации покупателям по исполнению контрактов на условиях DDP

Анализ условий поставки DDPИнкотермс-2010 показывает, что покупатель должен заблаговременно выяснить все вопросы, связанные с лицензированием импорта товара, который он хочет приобрести на этих условиях. Оказать поставщику содействие в лицензировании импорта, если это понадобится, — единственная обязанность покупателя до того, как придет время получить свой товар. Несмотря на то что данная обязанность исполняется за счет продавца, она требует от покупателя обращения в уполномоченные государственные органы или других действий.

Следует учитывать, что ответы на запросы частных лиц и фирм не выдаются госорганами немедленно. Покупатель должен заранее узнать, сколько времени на ответ отводит соответствующий административный регламент или иной нормативный акт, чтобы вовремя направить запрос.

Сказанное позволяет сделать вывод, что DDP — самый беспроблемный базис поставки Инкотермс, который удобно использовать даже при интернет-торговле различными товарами. Это следствие простоты его условий и возложения максимума обязанностей на поставщика, исполнение которых покупатель должен компенсировать ему путем оплаты стоимости товара.

Если логистика не является частью обычной работы покупателя, такие условия для него очень удобны. Они могут создать покупателю-предпринимателю тот же уровень комфорта, какой законодательство обязывает обеспечивать покупателю, потребляющему товары для бытовых нужд.