Порядок проведения государственной экологической экспертизы

Перечень административных процедур при проведении ГЭЭ

Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня

Объекты государственной экологической экспертизы регионального уровня

Заключение государственной экологической экспертизы

Порядок проведения государственной экологической экспертизы 

Государственная экологическая экспертиза проводится на 2 уровнях:

  • на федеральном госуслуга предоставляется Росприроднадзором и его территориальными органами (п. 9 Административного регламента, утвержденного приказом Минприроды от 06.05.2014 № 204);
  • на региональном процедуру осуществляет уполномоченный орган госвласти субъекта РФ (абз. 3 п. 1 ст. 6 ФЗ «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 № 174-ФЗ). 

Срок реализации государственной экологической экспертизы по общему правилу не должен превышать 3 месяцев (п. 4 ст. 14 закона № 174-ФЗ), но:

  • По желанию заказчика в допустимых законом случаях может быть увеличен на 1 месяц.
  • При отсутствии согласия более чем трети списочного состава экспертной комиссии с результатами, занесенными в проект сводного заключения по итогам обследования приказом Росприроднадзора, может быть увеличен (п. 22 Положения о порядке проведения ГЭЭ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.06.1996 № 698). Общий срок проведения экспертизы при этом не может превышать 6 месяцев (абз. 4 п. 12 указанного Положения). 

Заказчик государственной экологической экспертизы обязан оплатить ее проведение предварительно (п. 2 ст. 14 закона № 174-ФЗ). Размер и порядок внесения госпошлины и иных видов оплаты определяются уполномоченным госорганом на основании сметы расходов (п. 23 Административного регламента).

Специализированное подразделение Росприроднадзора или уполномоченный орган госвласти субъекта РФ формируют экспертную комиссию, которая будет заниматься проведением государственной экологической экспертизы (п. 5 ст. 14 закона № 174-ФЗ).

Итоги экспертизы отражаются в заключении экспертной комиссии (п. 7 указанной статьи). 

Перечень административных процедур при проведении ГЭЭ 

Государственная экологическая экспертиза федерального уровня подробно рассматривается в упомянутом Административном регламенте. Предоставление аналогичной услуги на региональном уровне осуществляется с учетом положений Административного регламента, разработанного и утвержденного в отдельном субъекте РФ (например, Административный регламент предоставления госуслуги по проведению ГЭЭ объектов регионального уровня в ХМАО — Югре, утвержденный приказом Службы по контролю и надзору в сфере охраны ОС, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО — Югры от 14.10.2014 № 24-нп).

Независимо от уровня ГЭЭ процедура состоит из следующих этапов:

  • Прием и регистрация заявления, комплекта документов от заказчика. На основании указанной документации будет инициировано проведение ГЭЭ. Представить документы (см. перечень в пп. 1–1.1 ст. 14 закона № 174-ФЗ) можно как лично, так и по почте либо в электронном формате (пп. 33–34 Административного регламента).
  • Изучение заявления и представленных материалов. Проводится ответственным исполнителем. Выявленные в документации недостатки должны быть исправлены заказчиком в установленный срок. В противном случае документы будут возвращены ему без проведения ГЭЭ (п. 42 Административного регламента).
  • Осуществление межведомственных запросов. Документы, указанные в пп. 16 и 17 Административного регламента, запрашиваются госорганом самостоятельно (п. 45 Административного регламента).
  • Издание приказа о подготовке и реализации ГЭЭ. Осуществляется в течение 1 месяца (для объектов, указанных в пп. 7.1 и 7.3 закона № 174-ФЗ, — 3 дней) с момента получения полного комплекта документов (п. 49 Административного регламента).
  • Проведение ГЭЭ. На основании приказа (п. 51 Административного регламента).
  • Выдача заключения ГЭЭ. На основании приказа (п. 65 Административного регламента). 

Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня 

Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня перечислены в ст. 11 закона № 174-ФЗ. К ним в том числе относятся:

  • проекты документации нормативно-технического характера, методические рекомендации и инструкции в сфере охраны окружающей среды (далее — ОС), утверждаемые компетентными госорганами РФ;
  • проекты документации о разделе продукции, целевых программ федерального уровня, реализация которых предполагает воздействие на ОС;
  • проекты техдокументации на новые изобретения;
  • документы, содержащие обоснования лицензий, выдаваемых на отдельные виды деятельности, реализация которых может оказывать влияние на ОС;
  • материалы, содержащие обоснования получения конкретными участками статуса особо охраняемых природных территорий;
  • проектная документация объектов, реализация которых предполагается на землях ООПТ федерального уровня, объектов, используемых под размещение опасных отходов, ликвидации горных выработок, создания искусственных земельных участков и т. д. 

Примеры объектов ГЭЭ федерального уровня: объект размещения отходов южного участка Ириклинского месторождения известняков, реконструкция свалки до уровня полигона промотходов на станции Орск и т. д. 

Государственной экологической экспертизе подлежат все объекты, реализация которых может повлечь негативные последствия для ОС (абз. 2 ст. 3 закона № 174-ФЗ).

Реализация проекта, подлежащего экологической экспертизе, без положительного заключения государственной экологической экспертизы запрещается. Также без одобрения компетентной комиссии объект не может быть профинансирован (абз. 2 п. 5 ст. 18 указанного закона).

Срок проведения ГЭЭ для объектов, перечисленных в пп. 7.1, 7.3 ст. 11 закона № 174-ФЗ, не может превышать 3 месяцев (абз. 3 п. 11 приказа Минприроды № 204). 

Объекты государственной экологической экспертизы регионального уровня 

Государственная экологическая экспертизарегионального уровня проводится для объектов, перечисленных в ст. 12 закона № 174-ФЗ.

Органы, уполномоченные на проведение ГЭЭ, перед началом процедуры определяют, к какому уровню относится объект, подлежащий обследованию.

Обычно используются следующие критерии:

  • территориальные пределы распространения возможного негативного воздействия объекта (например, на площади 2 и более субъектов РФ);
  • будут ли при эксплуатации объекта расходоваться природные ресурсы, отнесенные к ведению РФ;
  • будет ли указанная деятельность задевать интересы соседних государств;
  • нужно ли будет при реализации исследуемого объекта использовать природные ресурсы соседних государств;
  • каков объем иностранных инвестиций в данную деятельность. 

Срок проведения ГЭЭ объектов, указанных в п. 4.1 ст. 12 закона № 174-ФЗ, не может превышать 3 месяцев (п. 4.1 ст. 14 указанного закона).

Примеры объектов ГЭЭ регионального уровня: газопровод высокого давления / распределительные газопроводы низкого давления для газоснабжения жилых домов в с. Марково Петушинского района Владимирской области, проектные материалы объекта обслуживания (мелкорозничной торговой сети) — торгового центра «Эталон» во Владимире и т. д. 

Заключение государственной экологической экспертизы 

По итогам государственной экологической экспертизы оформляется заключение(п. 1 ст. 18 закона № 174-ФЗ).

Такое заключение может быть (п. 5 указанной статьи, п. 20 Положения):

  • положительным — при соответствии исследуемого объекта требованиям экологической безопасности (например, заключение № 3 экспертной комиссии ГЭЭ по материалам проектной документации «Строительство полигона твердых бытовых отходов в п. Давенда Могочинского района Забайкальского края», утвержденное приказом управления Росприроднадзора по Забайкальскому краю от 16.08.2012 № 217-Э);
  • отрицательным — если такой объект признан несоответствующим указанным требованиям (например, заключение экспертной комиссии ГЭЭ по материалам проектной документации «Полигон твердых бытовых отходов с. Сакмара Сакмарского района Оренбургской области», утвержденное приказом управления Росприроднадзора по Оренбургской области от 26.05.2014) или необходима доработка документации с учетом комментариев экспертной комиссии. 

Заключение ГЭЭ обретает юридическую силу в момент его согласования компетентным федеральным органом исполнительной власти или соответствующих органов субъекта РФ (п. 4 ст. 18 закона № 174-ФЗ).

Заключение государственной экологической экспертизы объекта направляется заказчику в течение 5 календарных дней со дня его согласования (п. 27 Положения).

Заключение может быть оспорено в судебном порядке (п. 8 ст. 18 закона № 174-ФЗ). Например, решение АС г. Москвы от 13.08.2013 по делу № А40-11533/2013. 

Таким образом, проведение государственной экологической экспертизы возможно на 2 уровнях — федеральном и региональном. По результатам такой экспертизы выдается заключение, которое может быть положительным или отрицательным в зависимости от результатов обследования объекта государственной экологической экспертизы. Отрицательное заключение выдается не только в случае недопустимости эксплуатации указанного объекта, но и если представленная заказчиком документация нуждается в доработке.

Заключение ГЭЭ может быть оспорено в суде.