Федеральный закон об экологической экспертизе № 174-ФЗ

Виды экологической экспертизы: государственная и общественная экологическая экспертиза

Как проводится государственная экологическая экспертиза

Как проводится общественная экоэкспертиза

Права и обязанности заказчиков документации, подлежащей экспертизе

Ответственность за нарушение законодательства РФ об экологической экспертизе

Федеральный закон об экологической экспертизе № 174-ФЗ 

В ст. 1 ФЗ «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 № 174-ФЗ указано основное назначение экологической экспертизы — предупреждение отрицательных последствий планируемой деятельности для окружающей среды.

В качестве правовой основы при проведении экологической экспертизы (ст. 2 закона № 174-ФЗ) используются положения:

  • Конституции РФ;
  • ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ;
  • ФЗ «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 № 174-ФЗ и принимаемых в соответствии с ним законов и других НПА РФ и субъектов РФ, например положения «О порядке проведения государственной экологической экспертизы», утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.06.1996 № 698, и др. 

Финансовое обеспечение ГЭЭ (в т. ч. повторной) осуществляется за счет средств бюджета соответствующего уровня (ст. 28 закона № 174-ФЗ).

Общественная экологическая экспертиза финансируется общественными организациями, специализированными фондами самостоятельно за счет добровольных материальных взносов от граждан и организаций и средств, предоставляемых по решению соответствующих органов местного самоуправления (ст. 29 указанного закона). 

Виды экологической экспертизы: государственная и общественная экологическая экспертиза 

Закон об экологической экспертизе№ 174-ФЗ (ст. 4) предусматривает 2 вида экспертизы:

  • государственную — организация и проведение входит в компетенцию специально уполномоченных госорганов (ст. 10 закона № 174-ФЗ);
  • общественную — реализуется по предложению граждан, общественных организаций, органов местного самоуправления (ст. 20 закона № 174-ФЗ). 

Перечень объектов ГЭЭ, проводимой на федеральном уровне, содержится в ст. 11 закона № 174-ФЗ. К ним относятся в том числе:

  • нормативно-техническая документация в сфере охраны ОС, утверждаемая органами госвласти РФ;
  • проекты федеральных целевых программ, документация на технические новшества, материалы для подтверждения лицензий на конкретные виды деятельности, предполагающие возможное негативное влияние на ОС;
  • материалы, поясняющие придание обследуемым участкам статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, перевод территорий из одно вида ООПТ в другой;
  • проектная документация на искусственно созданные земельные участки, территории, используемые для размещения отходов различного класса опасности, ликвидации горных выработок и т. д. 

В ходе ГЭЭ регионального уровня обследуется аналогичная документация и объекты, но не федерального, а регионального и местного значения, в соответствии с перечнем, приведенным в ст. 12 закона № 174-ФЗ.

В рамках общественной экологической экспертизы может проводиться обследование любых объектов, упомянутых в ст. 11–12 закона № 174-ФЗ, за исключением объектов, информация о которых представляет тайну, находящуюся под охраной закона (ст. 21 указанного закона). 

Как проводится государственная экологическая экспертиза 

Согласно ФЗ об экологической экспертизе № 174-ФЗ ГЭЭ проводится экспертной комиссией, образованной уполномоченными госорганами (п. 5 ст. 14):

  • на федеральном уровне — Росприроднадзором и его территориальными органами (п. 9 приказа Минприроды РФ «Об утверждении Административного регламента…» от 06.05.2014 № 204);
  • на региональном уровне — органами госвласти субъектов РФ (п. 1 ст. 6 закона № 174-ФЗ), например министерством природных ресурсов края, комитетом области по природопользованию и охране ОС и т. д. 

Заказчик экологической экспертизы обязан оплатить эту процедуру (п. 2 ст. 14 закона № 174-ФЗ) в полном объеме и регламентированном законом порядке до ее осуществления на основании сметы, подготовленной уполномоченным госорганом (см. приказ Минприроды РФ «Об утверждении Порядка определения сметы расходов на проведение ГЭЭ» от 12.05.2014 № 205).

Максимальный срок проведения ГЭЭ составляет 3 месяца (п. 4 ст. 14 закона № 174-ФЗ). Процедура может быть продлена на 1 месяц по желанию заказчика, если другое не предусмотрено федеральным законодательством (например, срок проведения ГЭЭ объектов инфраструктуры, подлежащих такой экспертизе, не может быть более 45 дней с даты представления всех документов — п. 4 ст. 6 ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений…» от 13.07.2015 № 221-ФЗ).

Начало срока проведения ГЭЭ назначается не позднее чем через 15 дней (а для объектов, перечисленных в пп. 7.1 и 7.3 ст. 11 и п. 4.1 ст. 12 закона № 174-ФЗ, — не позднее чем через 3 дня) после внесения платы и представления полного комплекта документов заказчиком (п. 3 ст. 14 указанного закона).

По итогам экологической экспертизы оформляется заключение (п. 7 ст. 14 закона № 174-ФЗ). 

Как проводится общественная экоэкспертиза 

Общественная экологическая экспертиза может быть проведена до ГЭЭ или одновременно с ней (п. 1 ст. 22 закона № 174-ФЗ).

Такая экологическая экспертиза осуществляется общественными организациями (объединениями), зарегистрированными в регламентированном законом порядке (см. ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ), основным видом деятельности которых в соответствии с уставом является охрана ОС, в т. ч. проведение экоэкспертизы (ст. 20 закона № 174-ФЗ).

Условием осуществления общественной экологической экспертизы является госрегистрация заявления общественной организации о проведении процедуры (п. 1 ст. 23 указанного закона).

Органы местного самоуправления обязаны в течение 7 дней с момента получения такого заявления либо зарегистрировать его, либо отказать в регистрации (п. 2 указанной статьи).

Ответственные за проведение такой экспертизы организации должны уведомить население о начале и итогах ее реализации (п. 4 указанной статьи).

Обычно уведомление происходит посредством размещения информации в СМИ с указанием:

  • наименования исполнителя;
  • описания объекта экспертизы;
  • информации о регистрации соответствующего заявления;
  • сроков проведения;
  • состава экспертной комиссии;
  • технического задания;
  • контактных данных для предложений от заинтересованных лиц и т. д.

Оформленное по итогам общественной экологической экспертизы заключение обретает юридическую силу после его одобрения федеральным органом исполнительной власти в сфере экоэкспертизы или органом госвласти субъекта РФ (п. 2 ст. 25 закона № 174-ФЗ). 

Права и обязанности заказчиков документации, подлежащей экспертизе 

Заказчики экологической экспертизы имеют право (ст. 26 закона № 174-ФЗ):

  • получать от уполномоченного органа госвласти сведения о сроках проведения экспертизы, задевающей интересы указанных заказчиков;
  • получать от уполномоченного органа госвласти нормативно-техническую документацию и инструктивно-методические материалы об осуществлении ГЭЭ (п. 5 приказа Минприроды № 204);
  • обращаться в уполномоченный орган госвласти с требованием устранить нарушения порядка проведения ГЭЭ;
  • представлять свои замечания, комментарии, пояснения относительно объектов ГЭЭ;
  • оспаривать в суде заключения ГЭЭ;
  • направлять в судебные органы иски о компенсации вреда, возникшего в связи с умышленным нарушением законодательства РФ об экоэкспертизе. 

При этом на заказчика экспертизы возлагаются следующие обязанности (ст. 27 закона № 174-ФЗ):

  • представлять на экспертизу необходимую документацию, а также материалы, сведения, данные расчетов, дополнительные разработки относительно исследуемых объектов (исчерпывающий перечень содержится в пп. 13–18 приказа Минприроды № 204);
  • производить своевременную оплату экспертизы (см. п. 23 указанного приказа);
  • реализовывать планируемую хозяйственную или иную деятельность в соответствии с документацией, одобренной по результатам проведения экспертизы;
  • представлять информацию о результатах ГЭЭ в кредитные организации с целью получения финансовой поддержки для реализации объектов ГЭЭ (без положительного заключения ГЭЭ финансирование такого объекта и его реализация невозможны (абз. 2 п. 5 ст. 18 закона № 174-ФЗ)). 

Ответственность за нарушение законодательства РФ об экологической экспертизе 

За несоблюдение норм законодательства РФ об экологической экспертизе предусмотрены различные виды ответственности в зависимости от тяжести последствий, вызванных такими нарушениями:

  • Уголовная (ст. 31 закона № 174-ФЗ). Возлагается на лиц, совершивших нарушения законодательства РФ об экоэкспертизе или иные нарушения, вызвавшие тяжкие экологические последствия. В Уголовном кодексе РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ нет отдельной статьи, предусматривающей уголовную ответственность за нарушение положений закона № 174-ФЗ, и необходимо проводить анализ описанных в УК РФ составов преступлений, содержащих признаки такого нарушения закона об экологической экспертизе (в т. ч. нарушения закона № 174-ФЗ могут быть допущены при совершении преступлений, ответственность за которые предусмотрена главами 24, 26 УК РФ и т. д.). См., например, решение Ростовского облсуда от 06.10.2015 по делу № 22К-4881/2015).
  • Административная (ст. 32). Возлагается на лиц, которые совершили не повлекшие уголовную ответственность правонарушения, перечисленные в ст. 30 закона № 174-ФЗ, в соответствии с положениями ст. 8.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (см., например, решение Ростовского облсуда по делу от 13.10.2015 № №11-963/2015).
  • Материальная (ст. 33). К ней привлекаются должностные лица, эксперты, консультанты и иные сотрудники, участвующие в проведении экспертизы, по вине которых заказчику или соответствующим органам госвласти пришлось нести расходы на компенсацию вреда третьим лицам.
  • Гражданско-правовая (ст. 34). Возлагается на органы экоэкспертизы, заказчиков экспертизы и иных заинтересованных лиц, неисполнение которыми требований соответствующей области законодательства повлекло нарушение прав и возникновение убытков у иных граждан или организаций. 

Итак, экологическая экспертиза проводится с учетом положений закона № 174-ФЗ и иных законов и НПА. Такую экспертизу проводят с целью проверки соответствия планируемой хозяйственной деятельности установленным экологическим требованиям.

Экологическая экспертиза бывает 2 видов: государственная и общественная.

За нарушение законодательства в сфере экоэкспертизы предусмотрена юридическая ответственность.