Государственное регулирование цен

Установление максимальных и предельных цен в числе методов государственного регулирования

Нормирование по закону № 44-ФЗ

Обоснование цены договора (госконтракта): требования законодательства

Влияние суммы контракта на определение способа закупки и сроки размещения извещения в ЕИС

Обязательный учет референтной цены — ожидаемая новелла закона о контрактной системе

Выбор метода и способа расчета максимальной (начальной) цены

Метод сопоставимых рыночных цен: некоторые нюансы

Предельная цена договора - это… Образец расчета по нормативному методу

Государственное регулирование цен 

Согласно ст. 424 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) цена как параметр соглашения сторон устанавливается либо по согласованию между ними, либо по аналогии с рыночными ценами. В некоторых видах договоров (агентирования, комиссии) такая формулировка может быть использована для характеристики исполнения (например, агент обязуется продать товар принципала по максимальной цене).

Исходя из ст. 424 ГК РФ, ст. 8 закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» от 28.12.2009 № 381-ФЗ, регулирование цен государством осуществляется только на основании закона. Однако единого законодательного акта в этом направлении не принято, консолидирующую функцию по-прежнему выполняют Указ Президента РФ «О мерах...» от 28.02.1995 № 221 и принятое в соответствии с ним постановление Правительства от 07.03.1995 № 239.

Основные направления государственного воздействия — цены:

  • на энергоносители (в т. ч. коммунальные тарифы);
  • услуги некоторых видов транспорта;
  • социальные услуги;
  • лекарства;
  • товары, работы и услуги, закупаемые для государственных и муниципальных нужд. 

Установление максимальных и предельных цен в числе методов государственного регулирования 

Основные методы государственного регулирования цен:

  1. Установление тарифов (коридора тарифов), по которым должны продаваться соответствующие товары, услуги. Это касается, например, железнодорожного транспорта (см. приказ ФСТ «Об утверждении правил и условий применения (установления, изменения) уровня тарифов на услуги железнодорожного транспорта…» от 18.12.2012 № 398-т/3).
  2. Введение предельных размеров надбавок на цены производителя (порядок ценообразования лекарств, ст. 61–63 закона «Об обращении лекарственных средств» от 12.04.2010 № 61-ФЗ).
  3. Определение цены комбинированным способом — расчетным путем с одновременным учетом предельной цены (закон «О контрактной системе в сфере закупок…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, далее — закон № 44-ФЗ). 

Во всех случаях метод устанавливается с учетом характера регулируемых отношений. Однако, как показывает практика, метод установления коридора более эффективен по сравнению с установлением максимума (регулирование надбавок — наиболее жесткий метод, его мы не рассматриваем), поскольку не устраняет возможность применения демпинговых цен (с соответствующим низким качеством товара).

Своеобразие правового регулирования закона № 44-ФЗ заключается в применении как метода установления предельных цен (верхней ценовой границы), так и метода определения цены на торгах с установлением расчетного максимума (начальной цены). 

Нормирование по закону № 44-ФЗ 

Общая характеристика системы, установленной законом № 44-ФЗ, дана в нашей статье Что представляет собой система государственных закупок? В рамках этой системы начиная с 01.01.2016 вводится нормирование (ст. 19 закона № 44-ФЗ). Под этим понятием имеются в виду 2 вида мер, направленных на предотвращение закупки предметов, обладающих избыточными потребительскими свойствами:

  • установление требований к объектам закупки, включая установление предельной цены;
  • введение лимита расходов. 

Оба вида регламентации могут быть применены как по отдельности, так и одновременно.

Правительством РФ начиная с 2014 года принят ряд нормативных актов как общего, так и конкретного регулирования в этом направлении. К числу последних относится, например, постановление «Об определении требований…» от 02.09.2015 № 927, в котором указаны числовые значения в рублях предельных цен на ряд видов товаров. 

Обоснование цены договора (госконтракта): требования законодательства 

Требование об обосновании основано на принципе эффективности использования бюджетных средств (ст. 34 Бюджетного кодекса РФ, далее — БК РФ).

При осуществлении закупок составляется план закупок (ст. 17) и план-график (ст. 21 БК РФ). В процессе формирования плана закупок обоснованию подлежат объекты закупки исходя из необходимости реализации конкретной цели осуществления закупки. Затем при составлении плана-графика обоснованию подлежат:

  • начальная (максимальная) цена контракта;
  • способ определения поставщика. 

Общая информация о содержании плана-графика — в статье Порядок применения плана-графика в госзакупках (нюансы). В нем на основе методических рекомендаций, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 № 567 (далее — методические рекомендации), также приводятся:

  1. Описание объекта закупки.
  2. Обоснование применения отраслевого регулирования (медицинское оборудование, оборонный заказ и др.), предельных цен (если они установлены).
  3. Применение одного или нескольких методов определения цены.
  4. Ее расчет.
  5. Исходные данные и их источники. 

Роль нормирования, как было указано, заключается в определении требований к товару и его предельной цены, в рамках которых устанавливается начальная цена. При отсутствии нормирования цена вычисляется применимым расчетным методом. Вопрос о том, в каких областях нормирование необходимо, а в каких нет, остается на усмотрение регулирующего органа (муниципального, субъекта РФ, Правительства РФ и т. д.). 

Влияние суммы контракта на определение способа закупки и сроки размещения извещения в ЕИС 

От конкретной величины цены контракта зависит возможность выбора способа закупки. Если аукцион, конкурс, запрос предложений применимы при любом значении показателя, то в других случаях существуют ограничения:

  • для применения запроса котировок — при сумме не более 500 000 руб. (ч. 2 ст. 72 закона № 44-ФЗ);
  • закупки для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций — не более 20 млн руб. (ч. 1 ст. 30 закона № 44-ФЗ);
  • при закупке у единственного поставщика цена не должна превышать:
    • 100 000 руб. — при ограничении годового объема закупок (п. 4 ч. 1 ст. 93);
    • 400 000 руб. — для учреждений (п. 5 ч. 1 ст. 93);
    • 200 000 руб. — по некоторым лекарственным средствам (п. 28 ч. 1 ст. 93). 

От способа и размера (в денежном исчислении) закупки зависят сроки размещения извещения в ЕИС (от 4 рабочих дней до 20 календарных дней до даты проведения процедуры, ст. 49, 63, 74, 83 закона № 44-ФЗ). 

Обязательный учет референтной цены — ожидаемая новелла закона о контрактной системе 

В октябре 2016 года Минэконоразвития РФ внесен законопроект 01/05/10-16/00055623, по которому в закон № 44-ФЗ вводится новое понятие — референтная цена. Подразумевается, что это параметр, определяемый автоматически ЕИС на основе успешно (без применения неустоек) исполненных госконтрактов, — средневзвешенные расценки по аналогичным товарам (услугам). Исходя из содержания поправок, учитывать этот показатель будет необходимо при использовании любого из методов, но конкретный порядок ее учета отнесен к полномочиям Правительства РФ и других органов власти, указанных в ч. 2 ст. 2 закона № 44-ФЗ.

Очевидно, что должны приниматься во внимание как минимум несколько факторов:

  • индекс инфляции;
  • региональные показатели;
  • коммерческие и финансовые условия планируемой закупки. 

В настоящее время заказчики не ограничены в добровольном использовании цен госконтрактов, в количестве общедоступной информации (при использовании метода сопоставимых рыночных цен), но такое использование не во всех случаях будет аналогичным применению референтной цены, т. к. могут анализироваться не все имеющиеся показатели в полном объеме. 

Выбор метода и способа расчета максимальной (начальной) цены 

Перечень методов расчета приводится в ст. 22 закона № 44-ФЗ:

  1. Приоритетным считается метод сопоставимых рыночных цен, который строится на получении информации об аналогичных расценках. Остальные методы применяются только в оговоренных законом случаях.
  2. Нормативный метод предусматривает расчет на основании требований, сформированных в процессе нормирования.
  3. Тарифный метод необходим в случае государственного регулирования цен на закупаемые товары, работы или услуги.
  4. Проектно-сметный метод применяется в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта с учетом нормативов, применяемых при строительных работах при определении подрядчика по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов (постановление Правительства РФ «О порядке привлечения подрядных организаций…» от 01.07.2016 № 615).
  5. Затратный метод задействуется при невозможности применения других методов или в дополнение к ним и заключается в определении цены как суммы затрат плюс и нормальной прибыли. 

В отдельных случаях возможно использование других рекомендованных органом субъекта РФ способов (п. 20.1 ст. 22 закона № 44-ФЗ). Неправильное применение метода является серьезным нарушением, ведущим к отмене результата торгов (см. определение ВС РФ от 11.08.2016 № 306-КГ16-9318). 

Метод сопоставимых рыночных цен: некоторые нюансы 

При использовании этого метода должно быть принято во внимание, как правило, не менее 3 показателей расценок по аналогичным — идентичным или однородным (при отсутствии идентичных) — товарам.

Этап выявления таких товаров определяющим образом влияет на весь результат.

В определении Верховного суда РФ от 25.04.2016 № 309-КГ16-2910 на основе толкования чч. 2, 3 ст. 22, п. 1 ч. 1 ст. 64 закона № 44-ФЗ подчеркивается необходимость полного учета при обосновании начальной цены контракта сведений о коммерческих и (или) финансовых условиях оказания услуг, таких как:

  • сроки и место оказания услуг;
  • сведения о потребности заказчика (описание объекта закупки);
  • требования заказчика к гарантийным обязательствам и т. д. 

Отсутствие учета этих данных приводит к неполноте исходной информации и может отразиться на достоверности представленных цен. 

Предельная цена договора - это… Образец расчета по нормативному методу 

В числе основных понятий закона № 44-ФЗ (ст. 3) максимальная (начальная) и предельная цены отсутствуют. Однако потребность в сопоставлении этих понятий возросла начиная с 01.01.2016, когда ст. 19 закона № 44-ФЗ, оперирующая понятием «предельная цена», была введена в действие.

По своему содержанию эти термины схожи, но употребляются в нормативных актах в разном значении. Первый термин подчеркивает, что в цене заключен максимум запланированных расходов покупателя. Предельная цена — величина (предел), определяемый регулирующим органом. Таким образом, в соответствии с нормативным регулированием соотношение понятий заключается в следующем:

  1. Максимальная (начальная) цена определяется организатором закупки, предельная цена — вышестоящим государственным органом.
  2. Максимальная цена может определяться одним из применимых расчетных методов определения начальной цены, предел дается в готовом виде. 

При использовании нормативного метода применяется следующий вариант расчета (п. 4.2 методических рекомендаций): 

НМЦКнорм = v × цпред

где: НМЦКнорм — определяемая величина;

v — количество (объем) закупаемого товара (работ, услуг);

цпред — предельная цена за единицу. 

Если закупается 20 шт. товара, на который установлен предел в 100 руб., то расчет выглядит следующим образом: НМЦК = 20 × 100 = 2 000 руб.

Сумма контракта составит 2 000 руб. 

Таким образом, одним из направлений государственной политики регулирования цен является усложнение порядка расчета и нормирования цен при осуществлении закупок для государственных нужд. Выбор одного из методов, установленных законом, регламентирован на основе требований целесообразности и эффективности. Порядок расчета определяется содержанием используемого метода.