Что говорит закон о публичной оферте: определение

Что признается публичной офертой

Кому должна быть адресована публичная оферта

Каким образом акцептуется официальная оферта: что означает акцепт

Является ли интернет-сайт публичной офертой

Что говорит закон о публичной оферте: определение 

Понятие «публичная оферта» законодатель раскрыл в ч. 2 ст. 437 Гражданского кодекса РФ. Это предложение, содержащее все существенные условия договора, в котором усматривается воля лица, делающего такое предложение, заключить его со всеми, кто отзовется. Указанное предложение может поступить и в устной, и в письменной форме.

На практике публичная оферта — это предложение купить товар либо услугу, адресованное любому клиенту. 

Что признается публичной офертой 

Анализируя данное в законе понятие, можно выделить основные требования к оферте, посредством которых она становится публичной:

  • отвечать всем признакам оферты, изложенным в ст. 435 ГК РФ;
  • содержать все существенные условия будущего договора;
  • быть адресованной любому, кто отзовется, но при этом ответить в конкретный момент времени может только 1 лицо. 

Если вышеуказанные признаки обнаруживаются в рекламе, она также признается публичной офертой. Так, суд признал размещенную на сайте одного из магазинов информацию о продаже определенных товаров со скидкой по акции публичной офертой и потому обязал продавца продать товары именно по цене, указанной на сайте (решение Советского районного суда г. Самары от 29.09.2016 по делу № 2-4474/2016~М-4050/2016). 

ВАЖНО! Согласно ст. 11 закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (далее — закон «О рекламе») срок для акцептования рекламы, признанной офертой, по умолчанию составляет 2 месяца (в самой рекламе может быть установлен иной срок).

В то же время если в рекламном предложении указываются, например, только группы товаров со скидкой, а не их конкретный перечень или отсутствуют иные обязательные признаки, это является всего лишь информацией, побуждающей к покупке, то есть предложением делать оферты в рамках ч. 1 ст. 437 ГК РФ (апелляционное определение Архангельского областного суда от 24.10.2016 № 33-6164/2016 по делу № 33-6164/2016).

Таким образом, любое предложение в адрес неопределенного круга лиц признается публичной офертой, если имеет установленные законом признаки. 

Кому должна быть адресована публичная оферта 

По общему правилу ст. 435 ГК РФ адресатами оферты являются одно или несколько конкретных лиц. Соответственно, предложение неопределенному кругу лиц — это не сама оферта, а только приглашение делать оферты. Публичная оферта является исключением из указанного правила. Адресованность неопределенному кругу лиц, напротив, ей свойственна.

Она встречается в таких правоотношениях, как:

  • розничная купля-продажа (ст. 492 ГК РФ);
  • публичные торги (п. 2 ст. 22 закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ);
  • дистанционная продажа товаров (п. 12 Правил продажи товаров дистанционным способом, утв. постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 № 612). 

Публичная оферта может быть распространена и на ограниченный неким признаком круг лиц. Пример — правило, изложенное в п. 1 ст. 84.2 закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ. 

Каким образом акцептуется официальная оферта: что означает акцепт 

Чтобы соглашение по публичной оферте считалось состоявшимся, должен поступить безоговорочный акцепт о согласии заключить договор. При этом если вторая сторона (покупатель) не согласна с какими-либо условиями предложения, изменить их она не вправе. Все, на что она способна, — это отказаться от данного предложения и, соответственно, заключения договора.

В практической деятельности контрагенты, направляющие предложения, которые по своим признакам расцениваются как публичная оферта, часто предлагают откликнувшимся лицам совершить определенные конклюдентные действия, приравниваемые к акцепту (например, оплатить товар). В то же время распространен и такой вариант, как подписание второй стороной предложенного в свободном доступе документа оферента. 

Является ли интернет-сайт публичной офертой 

Публичная оферта — неотъемлемая часть только продающих сайтов или страниц, поэтому на них отдельно размещается договор публичной оферты. Он избавляет интернет-продавца от необходимости заключать письменный договор с каждым покупателем, но и не лишает его этого права в случае необходимости.

Текст предложения, чтобы оно стало считаться публичной офертой, должен содержать все существенные условия того вида договора, о котором идет речь на сайте (купли-продажи, оказания услуг перевозки и т. п.). Кроме того, в нем обязательно указывается, какие акцептные действия должен совершить покупатель, чтобы сделка считалась оконченной (например, оплатить заказ). После размещения на сайте договора публичной оферты предлагающая сторона связана обязательством предоставить обещанные товары/услуги всем запросившим их лицам.

Квалификация предложения как оферты характеризуется следующими особенностями:

  • само по себе просто размещение на сайте договорного образца не является публичной офертой, если в этом действии не усматривается воля разместившей его организации на заключение договора с любым обратившимся (постановление ФАС Поволжского округа от 23.06.2008 по делу № А55-15459/07);
  • если размещенное на сайте предложение формально содержит все условия, чтобы быть признанным публичной офертой, его автор вправе прямо указать, что оно не является таковым (апелляционное определение Ярославского областного суда от 16.09.2014 по делу № 33-5367);
  • предложение, адресованное неопределенному кругу лиц, рассматривается только как предложение делать оферты, а не сама публичная оферта, если иное не указано в предложении (апелляционное определение Новосибирского областного суда от 17.11.2015 по делу № 33-9922/2015). 

Итак, публичная оферта — особый вид оферты, адресованной широкому (неопределенному или ограниченному неким признаком) кругу лиц. Она может выглядеть как реклама или образец договора, но основным для квалификации предложения как договора публичной оферты является наличие в нем установленных законом признаков. В то же время даже при наличии таковых автор предложения может в его тексте заявить, что предложение не является офертой.