Обязательна ли претензия при нарушении срока?

Претензия по договору поставки при нарушении срока оплаты

Претензия по договору поставки при нарушении срока поставки

Обязательна ли претензия при нарушении срока? 

Обычно в договоре поставки прописывается условие о внесудебном (досудебном) урегулировании споров между его сторонами. Тогда направить претензию стороне-нарушителю означает соблюсти условия соглашения и обязательный досудебный порядок. Это даст возможность в будущем беспрепятственно обратиться в арбитражный суд (ч. 5 ст. 4 АПК РФ).

Бывает, что в договоре отсутствует условие о внесудебном порядке устранения разногласий. В такой ситуации претензия, направленная виновной стороне, будет шансом избежать судебного разбирательства.

Таким образом, если, согласно договору, направлять претензию стороне-нарушителю необязательно, рекомендуется делать это. Даже если противная сторона не ответит на претензию или откажется выполнить ее условия и спор придется разрешать в суде, этот документ станет одним из доказательств по делу. 

Претензия по договору поставки при нарушении срока оплаты 

При нарушении срока оплаты поставленного товара поставщик в претензии должен сообщить покупателю, что тот не заплатил за товар в срок, прописанный в договоре (ст. 516 ГК РФ). Также нужно указать сумму, которую требует выплатить поставщик, и срок для выполнения этого требования. В сумму обычно включается сама задолженность за товар, а также неустойка, если она упоминается в договоре (ст. 330 ГК РФ).

Если договор указывает, что стороны должны разрешить спор во внесудебном порядке, то нужно соблюсти его и для взыскания так называемой договорной неустойки. Для этого в претензии прописывается, что помимо суммы долга покупатель обязан уплатить неустойку (постановление ФАС Уральского округа № Ф09-2788/11-С3 по делу № А60-33501/2010-С9 от 20.05.2011).

Если условий о неустойке в договоре нет, с покупателя, который пользовался чужими денежными средствами, можно взыскать проценты по ст. 395 ГК РФ. В претензию можно включить расчет таких процентов. Но и при его отсутствии досудебный порядок разрешения спора можно считать соблюденным (определение ВАС РФ № ВАС-17943/09 по делу № А45-5321/2009 от 20.01.2010).        

Претензия по договору поставки при нарушении срока поставки 

Если нарушены сроки поставки товара, то в претензии нужно прописать, что поставщик просрочил поставку товара и покупатель требует за это неустойку (ст. 521 ГК РФ). Обязательно нужно указать пункт договора, который предусматривает ее размер, порядок расчета, форму и срок выплаты. Обычно к претензии прилагается расчет требований и другие документы, которые могут позволить быстрее урегулировать возникшие разногласия (например, товарные накладные, документы об оплате товара).

В договоре неустойка может быть прописана в виде пени или штрафа (ст. 330 ГК РФ). Для ее правильного расчета нужно внимательно ознакомиться с текстом договора. Так, если он четко не указывает, что пеня рассчитывается за каждый день просрочки до фактического исполнения обязательства, то она считается штрафом и взыскать ее можно только единовременно (постановление ФАС Центрального округа по делу № А62-4475/2005 от 04.05.2007).

Важно!

Претензией можно известить сторону-нарушителя о неблагоприятных последствиях, которые наступят при невыполнении требований. Обычно это намерение обратиться в суд. Но допускаются и другие варианты: например, расторжение договора. Оно возможно, в частности, если покупатель или поставщик не единожды пропускал срок оплаты или поставки (пп. 2, 3 ст. 523 ГК РФ).