Антимонопольное регулирование в РФ

Государственное регулирование антимонопольной деятельности

Антимонопольное регулирование экономики

Понятие естественной монополии

Регулирование субъектов естественных монополий

Антимонопольное регулирование рынка электроснабжения

Антимонопольное регулирование некоторых рынков

Антимонопольное регулирование в сфере рекламы

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

Проблемы антимонопольного регулирования 

Антимонопольное регулирование в РФ

Базовые положения системы антимонопольного регулирования предпринимательской деятельности заложены в Конституции и Гражданском кодексе РФ. Основным регулирующим актом в этой области является закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее 135-ФЗ). Важными актами системы регулирования являются также:

  • закон «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ (далее — 147-ФЗ);
  • закон «О рекламе» от 13.03. 2006 № 38-ФЗ;
  • закон «О контрактной системе…» от 5.04.2013 № 44-ФЗ. 

Значительное количество норм, составляющих антимонопольное регулирование, содержится в иных нормативных актах разного уровня. Подробнее об этом рассказывается в статьях «Антимонопольное законодательство РФ - основные акты» и «Закон о защите конкуренции - основные положения».

Государственную работу в этой области проводит ФАС (Федеральная антимонопольная служба). Об особенностях функционирования этого органа говорится в статье «Основные полномочия и функции ФАС». 

Государственное регулирование антимонопольной деятельности

Государство воздействует на предпринимательскую деятельность с целью противодействия монополистическим проявлениям посредством различных мер:

  • экономических,
  • административных,
  • правовых.

Весь комплекс мер, применяемых государством в определенной сфере, именуется государственной политикой. Такая политика противодействия проявлениям монополизма освещена в статье «Государственная антимонопольная политика - цели и задачи». 

Государство использует следующие способы борьбы с монополистической деятельностью:

  • ограничение монополизации рынков;
  • запрет на введение монополистических цен;
  • содействие конкуренции на рынках;
  • непрерывное отслеживание правонарушений в этой области.

Подробно перечисленные способы противодействия рассмотрены в статьях «Государственный контроль за экономической концентрацией», «Что не является признаком монополистической деятельности?» и «Понятие и виды недобросовестной конкуренции». 

Антимонопольное регулирование экономики

135-ФЗ осуществляет общее антимонопольное регулирование товарных рынков в стране. Данный акт вводит определения основных положений, относящихся к сфере борьбы с проявлениями монополизма. В законе определен круг обязанностей и компетенция антимонопольного государственного органа (ФАС), введена ответственность за нарушения в этой области и урегулированы процедурные вопросы рассмотрения антимонопольным органом дел о нарушениях.

135-ФЗ вводит ряд запретов на действия предпринимателей. К таковым относятся:

  • запрет злоупотребления доминирующим положением на рынке;
  • запрет соглашений предпринимателей, ограничивающих конкуренцию (т. е. создание картелей);
  • запрет определенных законом недобросовестных действий предпринимателей, направленных против конкуренции;
  • запрет на действия государственных и муниципальных структур, приводящие к нарушениям конкурентной борьбы (выражающиеся как в принятии нормативных актов, так и в непосредственных действиях);
  • запрет нарушения честной конкуренции при проведении торгов. 

Понятие естественной монополии 

Поскольку регулирование, осуществляемое 135-ФЗ, было рассмотрено в вышеупомянутых статьях, в данной статье мы рассмотрим антимонопольные правила, содержащиеся в иных нормативных актах. Так, некоторым своеобразием отличается подход законодателя к работе естественных монополий, деятельность которых лишь частично урегулирована 135-ФЗ.

Признаки естественной монополии:

  • рынок относится к сфере деятельности, указанной в ст. 4 закона 147-ФЗ;
  • нужды потребителей лучше удовлетворяются в отсутствие конкуренции;
  • возможность заменить товар/услугу отсутствует;
  • потребность в товаре/услуге при повышении цен на них стабильна и неизменна.

2 последних признака свидетельствуют о том, что такие товары относятся к жизненно необходимым. Сферы деятельности, рынки которых находятся в состоянии естественной монополии, определены в ст. 4 147-ФЗ (ниже приведен неполный перечень, в настоящий момент законом указано 12 различных сфер деятельности):

  • услуги связи,
  • электроснабжение,
  • теплоснабжение,
  • водоснабжение,
  • железнодорожные перевозки,
  • транспортировка нефти. 

Регулирование субъектов естественных монополий 

Предприниматели, действующие на таких рынках, именуются субъектами естественных монополий. Они могут как производить, так и только реализовывать товар. ФАС ведет реестры таких субъектов.

В судебной практике превалирует мнение, что включение предпринимателя в реестр естественных монополий возможно только на основании конкретных данных о состоянии определенного рынка (постановление ФАС МО от 13.06.2002 № КА-А40/3439-02). Отметим, что понятие рынка товара у́же понятия сферы деятельности. Например, рынки различаются по территориальному признаку (федеральный, межрегиональный, местный). 

В отношении рынков, находящихся в состоянии естественной монополии, государство применяет 2 способа регулирования:

  • установление цен посредством тарифов;
  • установление категорий потребителей, которым предприниматель не имеет права отказать в обслуживании (в зависимости от особенностей конкретного рынка может определяться минимальный уровень потребления).

За нарушение установленных государством цен введена административная ответственность. Подробно об этом рассказано в статье «Нарушение установленного порядка ценообразования». 

Антимонопольное регулирование рынка электроснабжения 

Одной из важнейших отраслей экономики является электроэнергетика. Электроснабжение — это сфера деятельности, находящаяся в состоянии естественной монополии и поэтому подлежащая специальному регулированию и контролю со стороны государства.  Базовый акт для данной отрасли — закон «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 № 35-ФЗ (далее — 35-ФЗ).

Задачи регулирования электроэнергетики сформулированы в ст. 20 35-ФЗ. Среди них антимонопольными являются:

  • обеспечение доступности электроэнергии для любых потребителей и защита их прав;
  • развитие конкуренции и ограничение монополистической деятельности в отрасли;
  • достижение баланса потребителей и поставщиков;
  • государственное регулирование тех рынков отрасли, на которых конкуренция отсутствует или ограничена;
  • недискриминационный доступ к услугам субъектов естественных монополий, действующих в отрасли.

Для достижения этих задач применяются следующие методы:

  • государственное регулирование и контроль субъектов естественных монополий;
  • государственное регулирование цен и контроль над их соблюдением. 

В 35-ФЗ подробно определены:

  • полномочия госорганов по регулированию и контролю в данной области (статьи 21 и 24);
  • особенности регулирования цен в отрасли (статьи 23, 23.1 и 23.2);
  • нюансы регулирования при полном отсутствии или ограничении конкуренции (ст. 23.3);
  • особенности антимонопольных мер в отрасли (ст. 25);
  • доступ потребителей к приобретению продукции и услугам в отрасли (ст. 26). 

Антимонопольное регулирование некоторых рынков 

Сходным образом осуществляется антимонопольное регулирование и в других важнейших для массового потребителя сферах экономики. Перечислим базовые акты:

  • в теплоснабжении — закон «О теплоснабжении» от 27.07.2010 № 190-ФЗ;
  • в водоснабжении — закон «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 № 416-ФЗ;
  • в сфере связи — закон «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ;
  • в сфере железнодорожных перевозок — закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 № 17-ФЗ.

Антимонопольное регулирование в сфере рекламы 

В данной области действует закон «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ. Этот закон выполняет следующие задачи:

  • следование идее честной конкуренции на рынках;
  • осуществление права потребителя на получение честной рекламы;
  • гарантирование единого экономического пространства;
  • профилактика нарушений в сфере рекламы;
  • борьба с противоправной рекламой;
  • благоприятствование социальной рекламе. 

В законе установлены и определены:

  • общие требования к рекламе;
  • исчерпывающий перечень товаров, реклама которых запрещена;
  • особенности разных способов распространения рекламы (например, на телевидении, на радио, на транспорте);
  • особенности рекламы разных видов товаров (например, алкогольной продукции, лекарств, ценных бумаг).
  • правила государственного надзора в этой области;
  • полномочия надзорного органа (ФАС) при осуществлении надзора;
  • ответственность за нарушения в области рекламы. 

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства 

Лицами, подлежащими ответственности за правонарушения в рекламе, являются (ст. 37 35-ФЗ):

  • юрлица и их должностные лица;
  • физлица (в т. ч. ИП);
  • должностные лица государственных и муниципальных органов.

Такие нарушения могут привести к следующим видам ответственности:

  • гражданско-правовой;
  • уголовной;
  • административной;
  • дисциплинарной (косвенным образом для должностных лиц госорганов). 

Гражданско-правовая ответственность наступает вследствие причинения вреда подобными нарушениями (например, вред, нанесенный имуществу физлица из-за неправдивой рекламы). Такие отношения регулируются гл. 59 Гражданского кодекса.

Уголовная ответственность за преступления против конкуренции установлена ст. 178 Уголовного кодекса.

Несколько составов за подобные нарушения содержит Кодекс об административных правонарушениях. Их можно поделить на 2 группы:

  1. Нарушения, совершенные должностными лицами в процессе их функционирования.
  2. Нарушения, совершенные должностными лицами при их взаимодействии с ФАС.

К 1-й группе относятся:

  • злоупотребления доминирующим положением (ст. 14.31, 14.31.1, 14.31.2 КоАП);
  • соглашения предпринимателей, ограничивающие конкуренцию (ст. 14.32 КоАП);
  • недобросовестные действия, направленные против конкуренции (ст. 14.33 КоАП).

Ко 2-й группе относятся:

  • неисполнение предписания ФАС (ст. 19.5 КоАП);
  • непредставление в ФАС информации, ходатайств, заявлений, обязательных в силу закона (ст. 19.8 КоАП). 

Проблемы антимонопольного регулирования 

Регулирование в данной области должно способствовать конкуренции на рынках при сбалансированности интересов всех участников — как предпринимателей, так и потребителей. Для достижения этой цели была разработана и утверждена Президиумом ФАС 03.07.2013 «Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в РФ на 2013–2024 гг.». В этом документе констатировано, что к 2013 году в стране сформирована как юридическая, так и организационная база развития и защиты конкуренции.

В то же время в правовом регулировании данной области существуют определенные проблемы.

Из анализа документа видно, что к основным проблемам в данной области ФАС, в частности, относит:

  • отсутствие регулирования порядка недискриминационного доступа к некоторым ограниченным ресурсам (диапазон частот электромагнитного поля, недра);
  • отсутствие правовых норм, стимулирующих внедрение антимонопольного регулирования на корпоративном уровне;
  • отсутствие правовых антиконкурентных механизмов в сфере интеллектуальной собственности.

Некоторые проблемы регулирования, отмеченные в документе, уже решены к настоящему моменту. Так, в 2015 году в 135-ФЗ был введен перечень запрещенных деяний, признаваемых недобросовестной конкуренцией (гл. 2.1. 135-ФЗ). 

Объем статьи не позволяет коснуться всего корпуса нормативных актов антимонопольного регулирования предпринимательской деятельности. Система регулирования заключается в основном законе в этой области — 135-ФЗ, базирующемся на положениях Конституции РФ, и в значительном количестве норм, включенных в разнообразные нормативные документы (от законов до подзаконных актов), регулирующие разные сферы предпринимательства. Главным госорганом, контролирующим соблюдение антимонопольного законодательства, является ФАС.