Договор коммерческой концессии: практическое назначение

Договор коммерческой концессии и договор франчайзинга

Договор концессии и иные договорные конструкции

Существенные условия договора коммерческой концессии

Форма договора коммерческой концессии и его регистрация

Причины отказа в госрегистрации договора коммерческой концессии

Ответственность сторон по договору коммерческой концессии по взаимным обязательствам

Ответственность сторон договора перед третьими лицами

Предварительный договор коммерческой концессии (субконцессии)

Договор коммерческой концессии: практическое назначение

В договоре коммерческой концессии фиксируется обязательство одной стороны (правообладателя) за согласованную денежную сумму предоставить в пользование другой стороне (пользователю) установленную совокупность исключительных прав, деловую репутацию, результаты торгового опыта для их применения в коммерческой деятельности второй стороны (пп. 1–2 ст. 1027 ч. 2 Гражданского кодекса РФ от 26.01.1996 № 14-ФЗ).

При этом в роли сторон такой сделкидопускается выступать только субъектам предпринимательства:

  • коммерческим организациям;
  • лицам, оформленным в качестве ИП (п. 3 ст. 1027 ч. 2 ГК РФ). 

Итак, основной целью подписания договора коммерческой концессии для правообладателя становится увеличение прибыли за счет распространения собственного товарного знака, марки и т. д. и получение дополнительного дохода от выплачиваемого пользователем вознаграждения. Для второй стороны такого договора представляет интерес возможность употребить в собственных коммерческих целях уже существующие механизмы получения экономической выгоды.

Договор коммерческой концессии и договор франчайзинга

Партнерство между субъектами коммерческой деятельности, когда один из таких субъектов использует маркетинговые схемы, технологии, методы производства и т. д., разработанные другой компанией, в целях получения собственной экономической выгоды, широко распространено во многих странах. Такое партнерское соглашение оформляется в виде договора франчайзинга (франшизы).

Названные термины гражданским законодательством РФ не предусмотрены. Правовая природа франчайзингового соглашения за рубежом и договора коммерческой концессии в России сходны: в нашей стране так называемая система аренды бизнеса оформляется посредством подписания участникам сделки договора коммерческой концессии.

При этом наряду с принятыми в ГК РФ обозначениями участников договора коммерческой концессии (правообладатель и пользователь) употребляются такие наименования, как франчайзер и франчайзи соответственно.

На практике зарубежная терминология обычно используется в рекламных целях (например, в приглашениях покупать франшизу). При юридическом оформлении такой сделки обычно применяется терминология российского гражданского законодательства.

Договор концессии и иные договорные конструкции

Апеллируя к тому, что п. 4 ст. 1027 ч. 2 ГК РФ регламентирует употребление применительно к договору коммерческой концессии тех норм ГК РФ о лицензионном договоре, которые не вступают в коллизию с положениями гл. 54 ч. 2 ГК РФ, часть юристов оценивает договор коммерческой концессии как вариацию лицензионного договора.

Однако имеющиеся различия между лицензионным договором (или прочими договорными конструкциями) и договором коммерческой концессии принимаются судами во внимание при разрешении споров, например, о признании сделки недействительной со всеми вытекающим последствиями, поэтому полное отождествление названных понятий представляется неверным.

Так, например, по договору коммерческой концессии подлежит передаче вся совокупность прав, а по лицензионному соглашению — только определенное право (или несколько) из общей совокупности (п. 1 ст. 1235 ч. 4 ГК РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ). 

Важно! Если суд не признает передаваемые права именно комплексом исключительных прав, опираясь на буквальное толкование п. 1 ст. 1027 ч. 2 ГК РФ, к названному соглашению можно применять все нормы о лицензионных договорах (см. апелляционное определение Новосибирского облсуда от 19.05.2015 по делу № 33-4304/2015). 

Приведем еще пример, касающийся субъектного состава соглашения. Так, судебный орган не признал заключенный сторонами дилерский договор договором коммерческой концессии в связи с отсутствием на момент подписания договора у одной из сторон статуса субъекта предпринимательства (см. решение Октябрьского райсуда г. Иркутска от 27.03.2012 по делу № 2-219/2012).

Существенные условия договора коммерческой концессии

Сопоставляя положения ст. 1027 ч. 2 ГК РФ и сложившуюся судебную практику, можно резюмировать, что существенными условиями договора коммерческой концессии признаются:

  • предмет договора коммерческой концессии (п. 1 ст. 1027 ч. 2 ГК РФ);
  • объем отчуждаемых прав (п. 2 ст. 1027 ч. 2 ГК РФ);
  • условие о сумме вознаграждения (п. 1 ст. 1027 ч. 2 ГК РФ) и форме его выплаты (ст. 1030 ч. 2 ГК РФ). 

При этом суды отмечают, что объекты предоставляемых в рамках данного соглашения прав должны быть не просто названы в тексте, но и максимально индивидуализированы посредством, например, указания номера и даты выдачи соответствующей правоудостоверяющей документации (например, постановление 3-го ААС от 24.05.2013 по делу № А33-2466/2012).

Форма договора коммерческой концессии и его регистрация

Договор коммерческой концессии оформляется в письменном виде. Игнорирование данного правила влечет признание соглашения ничтожным (п. 1 ст. 1028 ч. 2 ГК РФ).

Договор должен в обязательном порядке пройти процедуру госрегистрации. Ее проводит Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) (пп. 1, 5.8.2 Положения о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21.03.2012 № 218). Ранее договор коммерческой концессии надлежало регистрировать в органах ФНС, однако в настоящий момент это неактуально. Необходимо обращаться только в Роспатент.

По умолчанию представить договор коммерческой концессии на госрегистрацию должен правообладатель (п. 2 ст. 1031 ч. 2 ГК РФ), однако самим соглашением может быть регламентировано и иное.

За госрегистрацию договора коммерческой концессии вносится госпошлина, размер которой определяется в соответствии с п. 3.17 приложения к Положению о патентных и иных пошлинах…, утвержденному постановлением Правительства РФ от 10.12.2008 № 941.

Унифицированный образец договора коммерческой концессии законодателем не разработан, поэтому можно воспользоваться следующей формой:

Договор коммерческой концессии – шаблон.

Причины для отказа в госрегистрации договора коммерческой концессии

В госрегистрации договора коммерческой концессии может быть отказано по разнообразным причинам, приведенным в п. 3.4 Рекомендаций по вопросам проверки договоров…, утвержденных приказом Роспатента от 29.12.2009 № 186 (далее — Рекомендации № 186). К таким причинам, в частности, относятся:

  • Отсутствие в объеме передаваемых прав по договору коммерческой концессии права пользования товарным знаком (п. 3.4.1 Рекомендаций № 186).
  • Несоответствие субъектного состава сторон договора коммерческой концессии требованиям законодательства (п. 3.4.6 Рекомендаций № 186).
  • Указание в договоре на безвозмездность соглашения. При этом если договор коммерческой концессии в части, регламентирующей вопросы вознаграждения, содержит ссылку на допсоглашение, не являющееся неотъемлемой частью рассматриваемого договора и не представленное на госрегистрацию, это тоже является основанием для отказа в госрегистрации договора (п. 3.4.9 Рекомендаций № 186) и др.

В п. 3.4 Рекомендаций № 186 можно найти и иную полезную информацию, непосредственно связанную с оформлением договора коммерческой концессии (а также ссылки на положения — общие и для правил регистрации лицензионных договоров), поэтому рекомендуется ознакомиться с ним перед составлением такого договора.

Ответственность сторон по договору коммерческой концессии по взаимным обязательствам

Ответственность сторон друг перед другом может возникать:

  • На общих основаниях, связанных с нарушением вытекающих из соглашений обязательств (например, нарушением сроков оплаты, передачи документации, уклонением от госрегистрации договора и т. д.). В рассматриваемой ситуации стороны должны согласовать в договоре основания, способы и пределы имущественной ответственности. В противном случае к стороне, не выполнившей обязательства соответствующим образом, будут применены санкции, предусмотренные общими нормами обязательственного права, установленными гл. 25 ГК РФ.
  • С учетом специальных норм, регламентирующих правоотношения в пределах договора коммерческой концессии. Например, правообладатель, заключивший договор коммерческой концессии с новым пользователем и нарушивший при этом правило о преимущественном праве другого пользователя на заключение нового договора, должен будет осуществить перевод на предыдущего пользователя прав и обязанностей по указанному договору. Кроме того, на него может быть возложена обязанность произвести возмещение убытков (или только возмещение убытков), понесенных предыдущим пользователем в связи с отказом правообладателя заключить с ним данный договор (ст. 1035 ч. 2 ГК РФ).

Ответственность сторон договора перед третьими лицами

Обе стороны рассматриваемого договора ответственны за ненадлежащие качественные характеристики представляемого в рамках договора коммерческой концессии товара (работ, услуг) третьим лицам (ст. 1034 ч. 2 ГК РФ).

Правообладатель выступает субсидиарным должником в случаях, когда речь идет о перепродаже пользователем производимых правообладателем товаров (услуг).

В ситуациях, связанных с товаром (услугами), выпускаемым по технологиям, полученным в рамках рассматриваемого договора пользователем от правообладателя, стороны названного договора считаются солидарными должниками. В роли кредитора в данном случае выступает потребитель товаров (услуг), который может обратить свои требования против пользователя или правообладателя или обоих одновременно.

Таким образом, ответственность правообладателя по договору коммерческой концессии лимитирована только условием о качестве и не связывается с несоблюдением пользователем прочих условий соглашений с третьими лицами (об объемах поставок и их сроках, расчетах и т. д.).

Предварительный договор коммерческой концессии (субконцессии)

Сторонами может быть составлен также предварительный договор коммерческой концессии (субконцессии). При подготовке такого документа должны быть учтены положения гл. 54 ч. 2 ГК РФ и ст. 429 ч. 1 ГК РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ, в частности, следующее:

  • документ составляется в письменной форме;
  • предварительный договор коммерческой концессии не нуждается в госрегистрации, т. к. требование о госрегистрации не является элементом формы договора и отдельно в законе не оговорено (см. также п. 14 информационного письма президиума ВАС РФ «Обзор практики разрешения…» от 16.02.2001 № 59);
  • предварительный договор коммерческой концессии должен содержать все условия, которые дают возможность однозначно определить предмет основного договора. 

В качестве примера разрешения судом спора о признании предварительного договора коммерческой концессии незаключенным можно привести постановление ФАС Московского округа от 02.07.2014 по делу № А40-117437/13-27-1046.

Таким образом, несоблюдение требований к структуре договора коммерческой концессии, его субъектному и объектному составу дает судам право применять по отношению к нему нормы, предусмотренные для других видов договоров, или право признать такой договор недействительным или незаключенным.

Договор коммерческой концессии подлежит госрегистрации в Роспатенте. Процедура облагается госпошлиной.

В юридической терминологии, употребляемой на территории РФ, понятия «договор коммерческой концессии» и «договор франчайзинга (франшизы)» выступают синонимами.

Стороны договора могут быть в регламентированных законом пределах привлечены к ответственности в рамках соглашения как по взаимным обязательствам, так и перед третьими лицами.