Правовой статус ЦБ РФ и схема организации банковской системы РФ

Юридическая природа статуса, полномочия, подотчетность ЦБ РФ

Административная юрисдикция ЦБ РФ 

Правовой статус ЦБ РФ и схема организации банковской системы РФ 

Организационная структура ЦБ РФ (Центрального банка РФ, Банка России) определяется советом директоров Банка России в соответствии с принципами, установленными в гл. XIII закона «О Центральном банке РФ (Банке России)» от 10.07.2002 № 86-ФЗ (далее — закон о ЦБ РФ).

Система ЦБ РФ централизована, включает (ст. 83 закона о ЦБ РФ):

  • центральный аппарат;
  • территориальные учреждения;
  • расчетно-кассовые центры в регионах и др. организации. 

ЦБ РФ возглавляет председатель, структурные подразделения центрального аппарата — департаменты. Управленческая структура ЦБ РФ и схема в формате PDF доступны для скачивания на его сайте (адрес: http://www.cbr.ru/today/?PrtId=bankstructute).

Правовой статус ЦБ РФ определяется специальным законом (подробнее о его новеллах читайте в статье по ссылке: Федеральный закон о Центральном банке РФ – последняя редакция) и нормами о ЦБ Конституции РФ, в ст. 75 которой установлены властные полномочия Банка России:

  • исключительное право на осуществление денежной эмиссии (ч. 1);
  • обязанность по защите и обеспечению устойчивости рубля (ч. 2). 

В силу конституционного статуса ЦБ РФ находится в особом, независимом положении. В результате образуется банковская система страны в 2 уровнях:

  1. ЦБ РФ.
  2. Банки, небанковские кредитные организации, представительства иностранных банков. 

ЦБ РФ наделен властными полномочиями по отношению к элементам второго уровня. Обратная связь имеет вид информационного взаимодействия в формах, предусмотренных ст. 77–79 закона о ЦБ РФ. 

Юридическая природа статуса, полномочия, подотчетность ЦБ РФ 

О юридической природе статуса ЦБ РФ в банковском праве ведутся дискуссии. Банк России является юридическим лицом в силу закона (ст. 1 закона о ЦБ РФ). Его организационно-правовая форма образована не в соответствии с ГК РФ, а полностью урегулирована Конституцией РФ, предусматривающей ряд приведенных выше властных полномочий, и специальным законом о ЦБ РФ, в котором оговариваются все необходимые параметры деятельности (уставный капитал, цели, полномочия, основы структуры и т. д.). Отсюда вытекает публично-правовой характер статуса ЦБ РФ как юридического лица.

Полномочия ЦБ РФ по ст. 4 закона о ЦБ РФ изначально включали:

  • разработку и проведение денежно-кредитной и валютной политики, регулирование порядка расчетов;
  • надзор в банковском секторе экономики. 

В последующем (в основном в 2013 году) они расширились за счет включения:

  • контроля за рынком ценных бумаг, надзора за соблюдением корпоративного законодательства акционерными обществами;
  • надзора за некредитными финансовыми организациями (организаторами торговли, ломбардами, страховыми организациями, бюро кредитных историй и др., ст. 76.1 закона о ЦБ РФ);
  • мониторинга финансовых рынков, в том числе статистического анализа и прогнозирования и др. полномочий. 

О результатах своей работы ЦБ РФ ежегодно отчитывается перед особым коллегиальным органом — Национальным финансовым советом (ст. 12, 13 закона о ЦБ РФ).

В отношении поднадзорных лиц ЦБ РФ наделен полномочиями по привлечению их к административной ответственности по ряду составов. 

Административная юрисдикция ЦБ РФ 

ЦБ РФ наделен полномочиями по привлечению к административной ответственности по целому ряду составов (ст. 23.74 Кодекса об административных правонарушениях), таких как:

  1. Нарушения при выпуске и обращении ценных бумаг (ст. 15.17–15.22, 15.28 КоАП РФ).
  2. Незаконные действия с кредитными историями и отчетами (ст. 5.52–5.55, 14.29 КоАП РФ) и др. 

Выполнение требований ЦБ РФ обеспечивается мерами административной ответственности:

  • По ч. 9 ст. 19.5 — за невыполнение предписания ЦБ РФ. Например, о представлении отчета об устранении нарушения законодательства об акционерных обществах (постановление АС МО от 09.02.2016 № Ф05-20480/15 по делу № А40-87050/2015).
  • Ст. 19.7.3 КоАП РФ — за нарушения при представлении обязательной информации. Например, в случае непредставления микрофинансовой организацией информации по запросу (постановление 9-го ААС от 19.02.2016 № 09АП-1807/16). 

Санкции обеих норм предусматривают наказание в виде штрафа, размер которого может быть определен в диапазоне от 500 000 до 700 000 руб. При определении размера штрафа суды руководствуются постановлением КС РФ от 25.02.2014 № 4-П, согласно которому принятие решения о назначении организации штрафа ниже минимального предела допускается только в исключительных случаях.

Подобные нарушения не признаются малозначительными. При этом суд может сослаться на определение ВАС РФ от 27.11.2009 № ВАС-15176/09, согласно которому по такого рода формальным составам административных правонарушений угроза охраняемым отношениям состоит не в последствиях, а в пренебрежении своими обязанностями. 

Таким образом, ЦБ РФ обладает сложным правовым статусом, который определен публично-правовыми нормами. В силу этого Банк России наделен обширными распорядительными, властными, контрольными и надзорными полномочиями. Исполнение его требований обеспечивается мерами административной ответственности в виде значительных сумм штрафов.