Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ: изменения 2016 года

Сравнение законов об аудиторской деятельности № 119-ФЗ и 307-ФЗ

Закон об аудиторской деятельности: последняя редакция

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ: изменения 2016 года

ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ в фигуральном смысле находится на верхушке системы правового регулирования аудиторской деятельности. Именно из его положений исходят все остальные нормативные акты. В законе № 307-ФЗ:

  • даются определения основных понятий;
  • описывается порядок организации деятельности аудиторов;
  • перечисляются права и обязанности участников аудита;
  • указывается порядок контроля за деятельностью аудиторов и т. д.

Подробнее о положениях закона № 307-ФЗ можно прочитать в статьях «Нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ» и «Федеральные правила и стандарты аудиторской деятельности».

Закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ является главным регулятором аудиторской деятельности и практически не изменялся с декабря 2014 года. Единственное новшество – замена в 2016 году термина «публикация консолидированной отчетности» на «раскрытие годовой консолидированной отчетности» - в перечне оснований для проведения обязательного аудита в ст.5 закона № 307-ФЗ. 

Сравнение законов об аудиторской деятельности № 119-ФЗ и 307-ФЗ

До принятия Федерального закона об аудиторской деятельности № 307-ФЗ в России действовал ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 № 119-ФЗ. Последний утратил силу 01.01.2011.

Проведем небольшой сравнительный анализ этих актов:

  1. Они отличаются количеством статей и их порядком. Закон № 307-ФЗ объемнее закона № 119-ФЗ.
  2. В законе № 119-ФЗ понятия «аудит» и «аудиторская деятельность» уравнивались, в законе № 307-ФЗ они разделены.
  3. В законе № 307-ФЗ введено понятие бухгалтерской (финансовой) отчетности.
  4. В п. 6 ст. 1 закона № 119-ФЗ перечислялись сопутствующие аудиту услуги. В ч. 4 ст. 1 нового закона идет отсылка к перечню, устанавливаемому госорганом. В настоящее время это ПСАД № 30, 31, 33.
  5. Виды прочих услуг перечислены в ч. 7 ст. 1 закона № 307-ФЗ. Ранее это понятие отсутствовало.
  6. П. 2 ч. 2 ст. 14 закона № 307-ФЗ расширены полномочия аудитора: он (аудитор) имеет полное право изучать документы, содержащие коммерческую тайну. В законе № 119-ФЗ об этом ничего сказано не было, и, по сути, аудируемое лицо могло отказать в представлении таких документов.
  7. Ранее обязательный аудит могла проводить только организация (п. 2 ст. 7 закона № 119-ФЗ). Теперь таким правом наделены и отдельные аудиторы.
  8. По-разному определено понятие аудиторской организации (ст. 4 закона № 119-ФЗ и ст. 3 закона № 307-ФЗ).
  9. Законом № 307-ФЗ установлено, что аудиторы обязательно должны состоять в СРО, в противном случае они не допускаются к работе. Ранее такое требование не предусматривалось.
  10. Ч. 2 ст. 23 закона № 307-ФЗ отменены все лицензии на осуществление аудиторской деятельности. Теперь они не нужны.  

Закон об аудиторской деятельности: последняя редакция

В последней редакции ФЗ об аудиторской деятельности ст. 23 дополнена ч. 16. Изменился порядок обмена выданных аудиторам квалификационных документов по причине изменения каких-либо сведений в них. Эта норма была введена ФЗ от 01.12.2014 № 403-ФЗ и вступила в силу с 01.08.2015.

Тем же законом № 403-ФЗ были внесены десятки поправок, которые вступили в силу на следующий же день — 02.12.2014. Перечислим некоторые из них:

  1. Четко поясняется, что является и не является аудиторской деятельностью (ч. 2 ст. 1).
  2. Минфин России устанавливает и виды аудиторских услуг, и перечень сопутствующих им услуг (ч. 4 ст. 1).
  3. Аудит теперь обязателен для акционерных обществ любого вида. Раньше это касалось только ОАО (п. 1 ч. 1 ст. 5).
  4. Ранее аудиторское заключение оформлялось по правилам, установленным федеральными стандартами. В последней редакции закона слово «федеральными» исключено (видимо, ввиду грядущего принятия международных стандартов).
  5. Ст. 6 дополнена ч. 6, в которой перечисляются лица, правомочные на обращение в суд за признанием аудиторского заключения заведомо ложным.
  6. В связи с переходом на международные стандарты аудита (МСА) ч. 1 и пп. 1, 2 ч. 2 ст. 7 прямо указывают на проведение аудита в соответствии с МСА. Ранее таким ориентиром служили ФСАД.
  7. Не может осуществляться аудит кредитных организаций, в которых у аудитора оформлен кредит, получена банковская гарантия и т. д. (ст. 8).
  8. Аннулирование квалификационного документа аудитора возможно, если аудиторская деятельность не осуществлялась им более 3 лет (раньше 2 года).
  9. Ранее услуга называлась «проведение аудита», теперь — «оказание аудиторских услуг» (п. 2 ч. 1 ст. 9, абз. 1 ч. 1 ст. 13, п. 1 ч. 1 ст. 13, абз. 1 ч. 2 ст. 13 закона № 307-ФЗ).
  10. Увеличивается минимально необходимое для регистрации в качестве СРО число членов организации аудиторов: было 700 человек и 500 организаций, стало 10 000 человек и 2 000 организаций.

Подытоживая вышесказанное, хотелось бы отметить, что аудиторское законодательство в настоящее время претерпевает постоянные изменения. Во многом это связано с переходом на МСА, поскольку при их принятии часть ныне действующих нормативных актов будет упразднена.

О том, что такое аудиторская деятельность, каковы ее цели и виды, читайте в статье «Аудиторская деятельность - это...».