Кто осуществляет государственное регулирование аудиторской деятельности

Система нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности в РФ

Основные положения закона об аудиторской деятельности

Несколько слов о МСА

Кто осуществляет государственное регулирование аудиторской деятельности 

Орган, играющий ведущую роль в контроле и регулировании работы аудиторов, — Министерство финансов РФ. Непосредственно данной сферой деятельности в Минфине России занимается департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности (ст. 15 ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

Так, например, данное подразделение Минфина ведет:

  • нормотворческую деятельность в рассматриваемой сфере;
  • реестр аудиторов и их СРО и т. д. 

Кроме того, функционирует Совет по аудиторской деятельности (далее — Совет). Он периодически (не реже раза в квартал) собирается при Минфине России. Данный орган в большей степени выступает как эксперт и критик: изучает проекты постановлений, вносит свои предложения и рекомендации, оценивает контроль качества проведения аудита. Полный список функций приведен в положении «О совете по аудиторской деятельности», утвержденном приказом Минфина России от 29.12.2009 № 146н. 

Для организации документооборота, в т. ч. вынесения решений, при Совете создан рабочий орган.

В дополнение ко всему аудиторы организуют некоммерческую саморегулируемую организацию (СРО).

Таким образом, государственное регулирование аудиторской деятельности в РФ осуществляется на нескольких уровнях. 

Система нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности в РФ 

Нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности в РФ включает несколько уровней:

  1. Основным правоустанавливающим документом является закон № 307-ФЗ. Его структура будет рассмотрена ниже.
  2. Затем следуют Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (ФПСАД), утвержденные Правительством РФ (в них содержатся принципы и правила аудита).
  3. 3-й уровень включает федеральные стандарты аудиторской деятельности (ФСАД), утвержденные Минфином России. В них установлены права и обязанности аудиторов, требования к оформлению аудиторской отчетности, а также рекомендации по методам проведения аудита.

На этом же уровне находятся ПСАД, одобренные комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ (ныне упраздненной). Их всего 3.

  1. На 4-м уровне — методические рекомендации, разъяснения по отдельным (частным) вопросам, одобренные Советом.
  2. Правила, требования, разъяснения и другие нормативные акты, устанавливаемые СРО и частными компаниями, оказывающими услуги аудита, также учитываются аудиторами. Они находятся на 5-м уровне правового регулирования деятельности аудиторов. 
  3. Технические моменты типа порядка ведения реестров (СРО или аудиторов) либо правил проведения экзаменов на квалификацию зачастую регулируются письмами Минфина России. 

Основные положения закона об аудиторской деятельности 

Поскольку закон № 307-ФЗ выступает основополагающим актом по организации и регулированию аудиторской деятельности в РФ, в этом разделе изучим его структуру.

Закон № 307-ФЗ состоит исключительно из статей, в нем отсутствуют разделы или главы:

  • Первые 4 статьи являются вводными, в них содержатся основные понятия (термины) и ключевые моменты, связанные с ними. К примеру, в ст. 4 дается определение понятия «аудитор» и указывается, что статус приобретается только после внесения сведений о лице в реестр аудиторов.
  • После перечисления ситуаций, при которых аудит проводится в обязательном порядке (ст. 5), в законе № 307-ФЗ определяется, что такое аудиторское заключение, как организуется аудиторская деятельность в целом и что относится к аудиторской тайне (ст. 6–9). Конечно, в нем указаны только основные моменты, которые более подробно расписаны в нормативных актах нижестоящих уровней.
  • Ст. 10–12 закона № 307-ФЗ связаны с контролем качества работы аудиторов.
  • В ст. 13–14 закона № 307-ФЗ перечисляются права и обязанности участников аудита: аудиторов и аудируемых лиц.
  • Как происходит государственное регулирование аудиторской деятельности, описано в ст. 15–22. Здесь же рассказано о порядке организации СРО, условиях членства аудиторов в СРО, меры дисциплинарного воздействия в отношении аудиторов и контроль за деятельностью СРО.
  • Последние 4 статьи закона № 307-ФЗ содержат несколько дополнительных требований и примечаний, отменяют ряд нормативных актов и вводят в действие настоящий закон. 

Таким образом, закон № 307-ФЗ хоть и лаконичен, но содержателен и императивен. 

Несколько слов о МСА 

Правительство РФ постановлением от 11.06.2015 № 576 ввело положение «О признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации». Согласно ему ряд документов, регулирующих деятельность аудиторов, будет заменяться международными стандартами аудита (МСА). В число таких документов входят ФПСАД и ФСАД.

Согласно указанному постановлению признание происходит следующим образом:

  • Международная федерация бухгалтеров официально вручает нашим представителям документ с МСА;
  • Минфин России проводит экспертизу МСА по этапам, определенным порядком проведения экспертизы, утвержденным приказом Минфина России от 05.08.2015 № 122н;
  • экспертный орган передает свое заключение о применимости МСА на территории РФ Минфину России;
  • принимается решение о введении МСА в действие;
  • после введения МСА он публикуется в СМИ. 

МСА можно будет изучить на официальном сайте Минфина России. http://minfin.ru/ru/perfomance/audit/standarts/international/ 

На сегодняшний день ни один МСА еще не введен, поэтому пока действуют ранее введенные стандарты.

Таким образом, система нормативного регулирования аудиторской деятельности в настоящее время претерпевает изменения, происходит интеграция в международное право — переход к международным стандартам аудита. 

Говоря о системе нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ, упоминают в первую очередь закон № 307-ФЗ как нормативный акт, устанавливающий правовые основы аудиторской деятельности. После него из нескольких уровней складывается целая система нормативных актов, толкующих, уточняющих и дополняющих практически каждую норму указанного закона.

Часть из них при введении МСА будет отменена.