Что определяют стандарты аудиторской деятельности 2017 года по сравнению с ФПСАД

Кто утверждает федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности

Постановления Правительства РФ об утверждении ФПСАД

ФСАД, утвержденные Минфином России

ПСАД, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ

Что определяют стандарты аудиторской деятельности 2017 года по сравнению с ФПСАД

Аудиторские стандарты — это единые требования (общие нормы) к ведению аудиторской деятельности любого вида. Они определяют принципы, порядок, приемы, мероприятия, критерии и другие особенности ведения аудита.

Аудиторские стандарты в зависимости от органа, их утвердившего, можно разбить на 3 группы:

  • международные;
  • федеральные;
  • внутрифирменные.

По содержанию аудиторские стандарты делятся:

  • на общие (принципы, цели, ответственность);
  • рабочие (порядок проведения аудита, формирование отчетности).

В настоящее время происходит интеграция в международное аудиторское право, и все аудиторы и аудиторские организации должны ориентироваться на нормы международных стандартов аудита (постановление Правительства «О признании…» от 11.06.2015 № 576).

Переход на международные аудиторские стандарты (далее — МСА) производится с 01.01.2017. По договорам на оказание аудиторских услуг, заключенным до этой даты, аудит проводится согласно ранее действовавшим правилам. Подробнее об этом читайте в статье «Нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ».

Аудиторские стандарты вправе разрабатывать СРО аудиторов и сами аудиторские организации.

Таким образом, аудиторские стандарты имеют свою иерархию, определяют дисциплину ведения аудита и являются обязательными для исполнения.  

Кто утверждает федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности

Ранее к числу важнейших подзаконных актов в этой сфере относились федеральные правила-стандарты аудиторской деятельности (ФПСАД), которые включают в себя:

  • ФПСАД, утвержденные Правительством РФ;
  • ФСАД, утвержденные Минфином РФ.

Кроме того, действовали ПСАД, одобренные ныне упраздненной Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ (далее — Комиссия).

Подробнее о них читайте ниже. 

Постановления Правительства РФ об утверждении ФПСАД

ФПСАД — это 34 правила ведения аудита. Все они перечислены в постановлении Правительства от 23.06.2002 № 696. Приказами Минфина РФ от 09.11.2016 № 207-н и от 24.10.2016 № 192н утверждено 48 Международных стандартов аудита.

Рассмотрим некоторые из ФПСАД: 

ФПСАД №1 (аналог — МСА 200). В этом стандарте указывается общая цель для аудита любого вида — это выражение экспертного мнения об отчетности аудируемого лица на предмет его достоверности и соответствия действующему законодательству.

Также перечисляются этические принципы аудитора, даются определения понятиям «объем аудита» и «разумная уверенность». Уточняется, кто какую несет ответственность в рамках аудиторских отношений.

ФПСАД № 2 (аналог — МСА 230). Это правило касается составления документов в процессе аудита, а именно их формы и содержания.

ФПСАД № 3 (аналог — МСА 300). Согласно этому правилу планирование позволяет сосредоточить внимание аудитора на наиболее важных областях аудита, выявить возможные проблемы, эффективно распределять и координировать работу всех участников аудита. Даются рекомендации по составлению плана аудита.

ФПСАД № 7 (нет аналога в МСА). В этом федеральном правиле даются определения лицам, участвующим в аудите, их права и обязанности, принципы взаимодействия и порядок проведения мониторинга.

ФПСАД № 16 (аналог — МСА 530 и др.). Аудиторская выборка — это выбор аудитором по своему усмотрению документов из группы однотипных для формирования мнения.

Указанный стандарт содержит информацию о рисках, связанных с аудиторской выборкой, о статистической и нестатистической выборке, формировании аудиторских доказательств и т. д.

ФПСАД № 28 (аналог — МСА 600 и др.). Аудируемое лицо может обратиться за услугами сразу к нескольким аудиторам. Порядок их взаимодействия, использования результатов работы и формирования аудиторского заключения определяется аудиторским стандартом № 28. 

В целом МСА регулируют деятельность аудитора в несколько иной плоскости, поэтому в неурегулированной части, вероятно, будет сохранено действие ФСПАД. По крайней мере одновременно с введением МСА не отменен ни один из ранее принятых стандартов. 

ФСАД, утвержденные Минфином России

Минфин РФ приказами от 20.05.2010 № 46н, от 17.08.2010 № 90н и от 16.08.2011 № 99н утвердил 8 ФСАД. Весь список представлен ниже. 

Первые 3 ФСАД касаются содержания и оформления аудиторского заключения (аналог — МСА 700 и др.). При этом в первом рассматривается стандартное аудиторское заключение, а во втором — модифицированное.

Третий ФСАД предусмотрен на случаи, когда аудитор считает необходимым привлечь внимание аудируемого лица к отдельным моментам в его бухотчетности, указывая их в дополнительной части аудиторского заключения.

Вместо ФСАД № 4 действовало положение «О принципах осуществления внешнего контроля качества работы аудиторов», утвержденное приказом Минфина от 18.12.2015 № 203н.

ФСАД № 5 и 6 регулируют ситуации, при которых аудируемое лицо искажает данные своей отчетности или совершает иные обманные действия (аналог — МСА 265).

Стандартные требования к аудиторским доказательствам и аудиторской отчетности изложены в ФСАД № 7, 8, 9. 

ПСАД, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ

Хотя формально ПСАД, одобренные Комиссией, не являются федеральными, они действуют на всех российских аудиторов.

Согласно п. X протокола Совета по аудиторской деятельности при Минфине РФ  от 11.07.2011 № 1 аудиторам и аудиторским организациям рекомендуется ориентироваться на правила проведения проверки прогнозной информации и разработки внутренних стандартов аудиторами и аудиторскими организациями. Они одобрены протоколами от 20.08.1999 № 5 и  от 20.10.1999 № 6.

Кроме того, действует одобренное Комиссией правило, направленное на урегулирование сопутствующих аудиту услуг (протокол  от 18.03.1999 № 2). 

Таким образом, свод стандартных нормативных требований к проведению и оформлению аудита называют федеральными правилами-стандартами аудиторской деятельности. Они включают в себя стандарты, утвержденные Правительством РФ, Минфином России, и правила аудиторской деятельности, одобренные Комиссией. С 01.01.2017 приоритетом пользуются международные стандарты аудиторской деятельности. Иные стандарты, даже если не будут отменены или пересмотрены, могут применяться лишь в части, не противоречащей МСА.