Что определяют стандарты аудиторской деятельности 2015–2016 годов?

Кто утверждает федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности?

Постановления Правительства РФ об утверждении ФПСАД

ФСАД, утвержденные Минфином России

ПСАД, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ

Что определяют стандарты аудиторской деятельности 2015–2016 годов?

Аудиторские стандарты — это единые требования (общие нормы) к ведению аудиторской деятельности любого вида. Они определяют принципы, порядок, приемы, мероприятия, критерии и другие особенности ведения аудита.

Аудиторские стандарты в зависимости от органа, их утвердившего, можно разбить на 3 группы:

  • международные;
  • федеральные;
  • внутрифирменные.

По содержанию аудиторские стандарты делятся на:

  • общие (принципы, цели, ответственность);
  • рабочие (порядок проведения аудита, формирование отчетности).

В настоящее время происходит интеграция в международное аудиторское право; все аудиторы и аудиторские организации должны ориентироваться на нормы международных стандартов аудита (постановление Правительства «О признании…» от 11.06.2015 № 576).

Переход на международные аудиторские стандарты (далее — МСА) будет происходить постепенно, путем поэтапного принятия каждого документа, врученного представителем Международной федерации бухгалтеров нашему министерству. Одновременно будут отменяться действующие ныне ФПСАД и ФСАД.

Подробнее об этом читайте в статье «Нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ».

Аудиторские стандарты вправе разрабатывать СРО аудиторов и сами аудиторские организации.

Таким образом, аудиторские стандарты имеют свою иерархию, определяют дисциплину ведения аудита и являются обязательными для исполнения. 

Кто утверждает федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности?

В систему нормативного регулирования аудиторской деятельности входят так называемые федеральные правила-стандарты аудиторской деятельности (ФПСАД), которые находятся на 2-м и 3-м его уровнях.

Они включают в себя:

  • ФПСАД, утвержденные Правительством РФ;
  • ФСАД, утвержденные Минфином РФ.

Кроме того, все еще действуют ПСАД, одобренные ныне упраздненной Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ (далее — Комиссия).

Подробнее о них читайте ниже. 

Постановления Правительства РФ об утверждении ФПСАД

ФПСАД — это 34 правила ведения аудита, 5 из которых утратили силу. Все они перечислены в постановлении Правительства от 23.06.2002 № 696.

Рассмотрим некоторые из них: 

ФПСАД № 1. В этом стандарте указывается общая цель для аудита любого вида — это выражение экспертного мнения об отчетности аудируемого лица на предмет его достоверности и соответствия действующему законодательству.

Также перечисляются этические принципы аудитора, даются определения понятиям «объем аудита» и «разумная уверенность». Уточняется, кто какую несет ответственность в рамках аудиторских отношений.

ФПСАД № 2. Это правило касается составления документов в процессе аудита, а именно их формы и содержания.

ФПСАД № 3. Согласно этому правилу, планирование позволяет сосредоточить внимание аудитора на наиболее важных областях аудита, выявить возможные проблемы, эффективно распределять и координировать работу всех участников аудита. Даются рекомендации по составлению плана аудита.

ФПСАД № 7. В этом федеральном правиле даются определения лицам, участвующим в аудите, их права и обязанности, принципы взаимодействия и порядок проведения мониторинга.

ФПСАД № 16. Аудиторская выборка — это выбор аудитором по своему усмотрению документов из группы однотипных для формирования мнения.

Указанный стандарт содержит информацию о рисках, связанных с аудиторской выборкой, о статистической и нестатистической выборке, формировании аудиторских доказательств и т. д.

ФПСАД № 28. Аудируемое лицо может обратиться за услугами сразу к нескольким аудиторам. Порядок их взаимодействия, использования результатов работы и формирования аудиторского заключения определяется аудиторским стандартом № 28. 

ФСАД, утвержденные Минфином России

Минфин РФ приказами № 46н, 90н и 99н утвердил 8 ФСАД. Весь список представлен в таблице ниже: 

Первые 3 ФСАД касаются содержания и оформления аудиторского заключения. При этом в первом рассматривается стандартное аудиторское заключение, а во втором — модифицированное.

Третий ФСАД предусмотрен на случаи, в которых аудитор считает необходимым привлечь внимание аудируемого лица к отдельным моментам в его бухотчетности, указывая их в дополнительной части аудиторского заключения.

Вместо ФСАД № 4 действует Положение о принципах осуществления внешнего контроля качества работы аудиторов, утвержденное приказом Минфина от 18.12.2015 № 203н.

ФСАД № 5 и 6 регулируют ситуации, при которых аудируемое лицо искажает данные своей отчетности или совершает иные обманные действия.

Стандартные требования к аудиторским доказательствам и аудиторской отчетности изложены в ФСАД № 7, 8, 9. 

ПСАД, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ

Хотя формально ПСАД, одобренные Комиссией, не являются федеральными, они действуют на всех российских аудиторов.

Согласно п. X протокола Совета по аудиторской деятельности при Минфине РФ № 1 от 11.07.2011 аудиторам и аудиторским организациям рекомендуется ориентироваться на правила проведения проверки прогнозной информации и разработки внутренних стандартов аудиторами и аудиторскими организациями. Они одобрены протоколами № 5 от 20.08.1999 и № 6 от 20.10.1999.

Кроме того, действует одобренное Комиссией правило, направленное на урегулирование сопутствующих аудиту услуг (протокол № 2 от 18.03.1999).

Таким образом, свод стандартных нормативных требований к проведению и оформлению аудита называют федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Они включают в себя стандарты, утвержденные Правительством РФ, Минфином России, и правила аудиторской деятельности, одобренные Комиссией.

Нормы ФПСАД, ФСАД и ПСАД дают аудитору полную ориентировку в вопросах организации и проведения аудита, хотя некоторые из них уже утратили силу сейчас и перестанут действовать в будущем, после принятии конкретных норм МСА.